В этом году в России обнаружили около шести тысяч нелегальных финансовых компаний. Из них более половины – финансовые пирамиды. Что это за фирмы? Кто и как их выявляет? Как отличить легальную организацию от пирамиды? Об этом рассказал управляющий Отделением Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк.
– Александр Васильевич, что это за «нашествие» финансовых пирамид? Откуда они берутся? Почему их так много?
– Все просто – развивается цифровизация, не дремлют и мошенники, которые используют онлайн-технологии в свою пользу. Ведь сегодня уже вряд ли встретишь пирамиду, похожую на нашумевшую когда-то МММ. Она собирала деньги людей «вживую», привлекая все новых клиентов по всей стране. А большинство выявленных современных пирамид действовали в виде псевдоинвестиционных проектов в интернете. То есть сейчас у таких компаний нет офисов, они ищут своих клиентов исключительно в интернете, в том числе в соцсетях и мессенджерах. В большинстве этих схем участникам предлагают вложить деньги в различные инвестиционные проекты и обещают при этом фиксированный доход в течение определенного срока. У человека создается ощущение, что это такой же надежный продукт, как банковский вклад. Чаще всего такие проекты предлагают людям инвестировать в криптовалюту или в такие «понятные и проверенные временем» направления, как драгоценные металлы, сырьевые товары, различные бизнесы.
– Это как история с пирамидой «Хуагэ», которая призывает инвестировать в создание нового маркетплейса?
– Совершено верно. В этом случае мошенники предлагают людям вложиться в новый маркетплейсLemon Mall, на котором якобы будет продаваться уникальная косметика из Китая. Организаторы запустили широкую рекламную кампанию через Телеграм, чтобы заманить клиентов. Они рассказывают, что их компания входит в крупную иностранную корпорацию с несколькими заводами в Китае, на которых производится больше тысячи видов косметической продукции. Для распространения этих товаров якобы планируется создать на территории СНГ новый маркетплейс. Всем желающим обещают ежегодные дивиденды и дополнительные бонусы, если человек привлечет в проект других участников. А это типичные признаки финансовой пирамиды. Во-первых, проект строится на принципах сетевого маркетинга, за счет привлечения новых участников. Во-вторых, общение с клиентами ведется через мессенджер. Третий признак пирамиды – участникам обещают высокую прибыль. При этом компания никаких договоров с гражданами не заключает и не ведет никакой инвестиционной деятельности, а значит, не может гарантировать доход.

– Какие еще нелегальные финансовые организации по стране удалось вывести на чистую воду, кроме финансовых пирамид?
– Более трети от выявленных нелегалов составили псевдоброкеры. Увеличилось число предложений якобы торговли на криптобиржах. Большинство таких проектов создаются в международных доменных зонах. Они обещают высокую доходность и предлагают расчеты в криптовалюте. Ну и на третьем месте по числу нелегалов – черные кредиторы, при этом их количество существенно снизилось. К слову, в нашей области за девять месяцев обнаружили пять нелегальных финансовых компаний, и все они – черные кредиторы, которые незаконно выдавали людям займы. В основном они маскировались под ломбарды и комиссионные магазины. В третьем квартале этого года Банк России стал отдельно выделять в статистике выявленных нелегалов незаконное привлечение инвестиций граждан, таких случаев зафиксировано 73 в целом по стране.
– Чем они отличаются от финансовых пирамид?
– Финансовые пирамиды – это откровенные мошенники, цель которых – собрать деньги граждан, чтобы потом скрыться с ними. А бывают ситуации, когда инвестиции от людей привлекают какие-то компании по сути просто по незнанию. Дело в том, что в прошлом году заработал закон, запрещающий организациям, не поднадзорным Банку России и не регулируемым законодательно, публично привлекать средства граждан в качестве инвестиций. Исключение составляют организации, которые встречно предоставляют своим клиентам ценные бумаги в рамках закона. Если компания привлекает инвестиции от простых людей и при этом не выпускает взамен ценные бумаги, то она по незнанию или умышленно действует незаконно. За это установлена административная ответственность.
– А Банк России как-то воздействует на нелегалов?
– Это важный вопрос. Мы проводим работу по их выявлению, мониторим интернет и соцсети, собираем документальную информацию, взаимодействуем с правоохранительными органами, с другими структурами для того, чтобы нелегальные участники финансового рынка уходили с этого рынка как можно быстрее. За девять месяцев этого года по материалам Банка России возбуждено 354 административных дела и принято более 480 других мер. Ограничен доступ почти к 16 тысячам ресурсов в интернете, которые принадлежали нелегалам. Для предупреждения людей вся информация о выявленных проектах, включая данные о сайтах, брендах, распространителях рекламной информации, раскрывается на сайте Банка России в Списке компаний с признаками нелегальной деятельности. Сегодня в этот перечень включены 24,5 тысячи сомнительных фирм по всей стране, в том числе 48 – из Оренбургской области.
– Как распознать нелегальную финансовую компанию? На что прежде всего обратить внимание?
– Существует несколько важных правил, соблюдение которых поможет выявить мошенников. Самое первое, что необходимо проверить, – наличие организации в реестре Банка России. Все реестры есть в свободном доступе, они публикуются на сайте ЦБ, проверить организацию может любой человек. Если компании в реестре нет, значит, это аферисты. Есть и другие признаки мошенничества. Например, подозрительно, если компания зарегистрирована буквально вчера, у нее минимальный уставный капитал и единственный учредитель. Стоит насторожиться, если организация дает агрессивную рекламу и обещает высокий доход или выгодные процентные ставки. Ну и важное правило безопасности при обращении в любую финансовую организацию – внимательно читайте договор. Если условия прописаны нечетко или на вас давят, торопят подписать, или вообще договора как такового нет, скорее всего, это мошенники.



