Главная > Интервью > Депутаты через год выяснили, почему в Оренбурге не работает спецрежим по собакам
24
Октябрь
2025
17:33

Депутаты через год выяснили, почему в Оренбурге не работает спецрежим по собакам

В Оренбургской области год назад был принят закон по которому стало возможным введение экстраординарной ситуации в регионе.

Накануне, 23 октября, комитет Законодательного собрания по АПК провёл круглый стол об исполнении законодательства по вопросам обращения с животными на территории Оренбургской области. Его итоги обсудили в эфире программы «Телевышка».

Закон должен исполняться

Председатель комитета по аграрно-промышленному комплексу Законодательного Собрания Оренбургской области Андрей Стрепков заявил, что закон не исполняется в крупных городах региона, поскольку потенциальных подрядчиков не устраивает цена.

По словам депутата, Законодательное собрание должно не просто принять закон, но и следить за тем, как он исполняется.

Закон должен соответствовать объективной действительности, которую он регулирует. Мы были пионерами по введению режима чрезвычайной ситуации. В Оренбуржье создали механизм, на который ориентируются другие субъекты. На круглый стол пришли люди, которые работают на земле, чтобы обсудить эти проблемы. Первый результат — законодательного регулирования достаточно: отрегулировали выгул собак, их регистрацию, ответственность за отсутствие регистрации, режим чрезвычайной ситуации, критерии его введения и временный характер. Теперь дело за муниципалитетами — как этот закон будет исполняться. Здесь мы тоже хотим принять участие, чтобы понять, почему на одних территориях он исполняется достаточно эффективно, а на других — плохо, — заявил Стрепков.

Обратная связь и цифры

Он отметил, что у Заксобрания есть обратная связь и цифры. На сельских территориях, где вводился режим чрезвычайной ситуации, вопрос решается достаточно быстро. Механизм закона позволяет полностью отрегулировать численность собак в течение двух лет.

Для тех территорий, для которых он принимался, он действует недостаточно. Например, в Оренбурге было отловлено 200 собак, а в Сорочинске — 218, — уточнил депутат.

В эфире он назвал следующие цифры: в Оренбургской области насчитывается 100 000 домашних собак, из них зарегистрированы только 22 000. Безнадзорных собак было 19 000, сейчас стало 12 000. В Оренбурге насчитывается от 5000 до 7000 безнадзорных собак. Уточнить, по какой методике проводились подсчёты, Стрепков не смог, сославшись на то, что это делали специалисты регионального минсельхоза.

Что с подрядчиками?

На основе этой статистики мы делаем вывод, что надо дорабатывать закон, и в первую очередь — с подрядчиками. В 23 раза в Оренбурге подрядчикам предлагались отлов и гуманное усыпление в режиме экстраординарной ситуации, но ни разу контракт не был заключён. Были небольшие прямые договоры. Мы выяснили, что средний тариф за одну особь — 8 300 рублей. С учётом всех бюджетных правил, по которым можно поднять этот тариф, получается 9 700. А себестоимость работ равна 13 000 рублей. Надо было раньше сигнализировать, что есть проблема. Сейчас мы будем её решать. Необходимо вводить режим с министерством финансов, чтобы увеличивать критерии, — уточнил председатель комитета Заксобрания.

На резонную реплику ведущего о том, что это было известно уже год назад и об этом говорили в эфире программы, депутат ответил, что «всё упёрлось в нашу бюрократию. Мы не можем в течение года поменять тариф, хотя и воля есть, и желание».

Что происходит в области

Как писал «Оренбург Медиа», новый закон предоставил возможность введения режима экстраординарной ситуации, который на сегодняшний день действует в 9 муниципалитетах. Согласно закону, все отловленные животные помещаются в пункты временного содержания. Если в десятидневный срок их не забирают владельцы, собак усыпляют.

Муниципалитеты представили в Законодательное собрание следующие данные, которые датируются серединой октября текущего года. Всего в Оренбуржье было отловлено 4 584 животных, или 43,92% от запланированного. Самые низкие показатели — в Оренбурге и Орске: 6,8% и 12% соответственно.

В октябре 2025 года тендер на оказание услуг по отлову безнадзорных животных в Оренбурге в очередной раз завершился безрезультатно. На конкурс не поступило ни одной заявки от потенциальных подрядчиков, в связи с чем аукцион был признан несостоявшимся. Стоимость контракта составила 30 889 903 рублей.

Где введён спецрежим

Ранее минсельхоз Оренбургской области продлил срок действия спецрежима по бездомным животным. Соответствующие распоряжения опубликованы на портале регионального правительства 16 октября 2025 года.

Режим экстраординарной ситуации продлён в Новоорском, Бузулукском районах, Сорочинском муниципальном округе и в Новотроицке. При этом, спецрежим отменили в Ясненском округе и Акбулакском районе.

С конца прошлого года экстраординарный режим, разрешающий эвтаназию невостребованных бездомных животных, ввели почти в двух десятках муниципалитетов Оренбуржья. При этом до усыпления дошло лишь в пяти: в остальных либо вмешивались зоозащитники, либо не нашлось подрядчиков. В Оренбурге в августе 2025 года экстраординарный режим по бездомным собакам ввели на год.

Скандалы с подрядчиками, работающими с бездомными животными, не утихают в регионе на протяжении нескольких лет. Прямые контракты в Оренбурге были заключены с ИП Гоча Галогре, в ПВС которого было выявлено огромное количество нарушений.

В Орске депутат Заксобрания Оренбургской области Иван Кочугуров , пролоббировавший закон об «эвтаназии», заключил контракт на отлов и умерщвление животных, вызвав большой резонанс в СМИ. В Бузулуке в отношении предпринимателя, работавшего с безнадзорными собаками, было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. В Новоорске подрядчика, ловившего бездомных собак, внесли в «черный список».

Фото: Законодательное собрание Оренбургской области, «Оренбург Медиа».