В год 80-летия Великой Победы на сцене оренбургской драмы – премьерный спектакль по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». Режиссер — Александр Федоров взялся за сложное для сценического воплощения произведение. По сути рассказ — исповедь одного человека – Андрея Соколова. И в этой исповеди воедино соединены судьбы людей, прошедших и переживших страшную Великую Отечественную войну. В коротком рассказе – целая эпоха. В образе главного героя – все человечество.
Спектакли о войне – в оренбургской драме редкость. Можно назвать «А зори здесь тихие», которые не сходят с афиши более 20-ти лет, «Позови меня в прошлое», «Письма памяти». Такой репертуар можно объяснить большой ответственностью перед памятью поколений, способностью к глубоким эмоциональным переживаниям и внутренней необходимостью воплотить на сцене историческую правду.
Портал «Культура Оренбуржья» опубликовал интервью с режиссером Александром Федоровым накануне большой премьеры.
Александр, почему Шолохов и почему «Судьба человека»?
– Начну с того, что произведения Михаила Шолохова мне близки. Не могу сказать, что всего его перечитал, но почти всего. Роман-эпопея «Тихий Дон» – это моя огромная мечта как режиссеру прикоснуться к этому материалу. Писатель мастерски раскрывает внутреннее состояние человека – тем и интересен «Тихий Дон» для театра. А еще, притягивает авторское детальное описание времени, эпохи. Читаешь, и не замечаешь, как оказываешься в мире героев его произведений.
Что касается военной темы и празднования Победы, наверное, так сошлось. Я давно вынашивал мысль поставить спектакль о войне. Было такое внутреннее желание. Кстати, спектакль «А зори здесь тихие» – это изначально наш выпускной спектакль в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. И М. Ростроповичей в постановке народного артиста РСФСР Рифката Исрафилова. Я тогда играл Федота Васкова. Постановка из студенческой переросла в целый спектакль и перешла на сцену нашего драматического театра. Да, уже более 20 лет идет.
Так вот, в актерскую профессию я вошел с военной темой, мне хотелось продолжить и уже как режиссеру рассказать о войне. Произведение «Судьба человека» не давало мне покоя. Оно все время у меня в голове. Но, я думал, как этот рассказ воплотить на сцене. Сомнений и раздумий было много и не один год. А тут театру нужна была постановка о войне. Мое предложение было поддержано художественным руководителем. Рифкат Вакилович сказал: «Если ты готов, то давай». И вот его одобрение идеи, мне придало уверенности, и я начал работать.
«Судьбу человека» можно назвать полифонической литературной партитурой, в которой переплетено, действительно, очень много сюжетов и тем. Не зря, в среде литературоведов нет единства во взглядах на композицию рассказа. Кто-то в нем усматривает трехчастность, кому-то видится цикл новелл со своим сюжетом, кульминацией, развязкой. Что увидим мы на сцене? Одно дело – в тексте воплотить идею. Другое дело – на сцене.
– Диалогов, к которым мы привыкли в пьесах, безусловно, здесь мало. Это же рассказ-исповедь. И я попытался выстроить так, чтобы зритель смог проследить путь нашего героя. Ведь «Судьба человека» не просто так названа. Михаил Шолохов не назвал же рассказ «Судьба Андрея Соколова». Поэтому, зритель должен прожить вместе с героем и получить каждый свой урок из этого спектакля. Ведь это притчевая история про Судьбу. Я взял какие-то отрывки из других произведений Шолохова и вплел в спектакль. Отдельные реплики и монологи – из реальных историй фронтовиков.
Открою небольшую тайну первых репетиций. Когда мы начинали работать над этим материалом, у артистов было задание найти и принести истории фронтовиков – проследить их путь. Как попал на фронт, где воевал и т.д. Нужны были максимально полные истории. И мы выбирали из них интересные реплики, диалоги.
У Михаила Шолохова, кстати, тоже есть интервью очевидцев тех событий. Например, сама идея рассказа взята из реальной жизни, сцена с Мюллером – также свидетельство человека, только писатель адаптировал ее в этом рассказе. То есть, какую историю ни возьми здесь в рассказе, сказать, что это неправда, невозможно, потому что это взято из жизни.
Хотелось полнее раскрыть сцену госпиталя. Андрей Соколов получает в госпитале письмо, что погибла вся его семья. Мне пришла мысль, в этой сцене наиболее выпукло подать образ женщины – как тяжело было женщинам в эти годы. Соколов все время думал о совей жене Ирине, с этим жил. И, благодаря воспоминанию о ней, образу ее, он выжил и преодолел все невзгоды.
Шолохов в рассказе кратко говорит об этом. А мы развернули побольше. Я взял из произведения «Они сражались за Родину», где фронтовики читают письма своих жен. А я сделал наоборот, если бы жена писала ему это письмо. Ну, это немного из рождения нашего спектакля (улыбается).
Александр, какие художественные средства помогают раскрывать идею спектакля и образы героев?
– Конечно же, они есть, и мы их используем. Музыкальное сопровождение. над которым мы работали вместе с заведующим музыкальной частью театра Тамарой Пикулевой. Старались брать не песню ради песни, потому что она про войну, а найти ту, которая отражала бы внутреннее состояние героя. И, мне кажется, мы нашли очень интересный материал.
Пластические решения помогают в некоторых сценах. Мы нашли с художником решение спектакля, новый образ спектакля. И этот образ стал основой для пластических решений. Я приглашал хореографа из Москвы. И вместе с ней искали решение, как выразить мысль через движение в той или иной сцене. Например, когда Андрей Соколов в окопе рассказывает солдатам свою историю, или, когда он из плена бежит на машине. Как это передать? Безусловно, на помощь приходят пластические решения. Они помогают найти ход, который передает напряжение этой сцены, и зритель вместе с нами переживает эмоциональное напряжение.
Вернемся к героям и самому рассказу. У Михаила Шолохова в «Судьбе человека» есть замечательный персонаж – Ванюшка. Кто в постановке играет этого героя? Ведь это эмоционально очень сложная роль.
– Образ Ванюшки, на самом деле у нас главный в этой постановке. Но, этот секрет я пока раскрывать не буду. Играют дети артистов Владик Тыщенко – это сын заслуженного артиста РФ Сергея Тыщенко и Артур Султанбеков – сын артиста Эдуарда Султанбекова. Они очень творческие, активные ребята. Мальчики уже имеют сценический опыт – им доверяли роли в спектаклях.
Согласен, роль Ванюшки очень сложная, но мы стараемся им рассказывать и объяснять на примерах. У них получается очень органично.
Что касается образа, то для меня этот маленький мальчик – основное действующее лицо. Андрей Соколов прошел такой страшнейший путь, выжил. И вот этот маленький мальчик – его надежда, его уверенность, его обретение. Все было не зря…
Премьерные спектакли «Судьба человека» пройдут в Оренбургском драматическом театре 17, 18, 19, 24 и 30 апреля.
Александр Федоров стал одним из гостей подкаст-студии «Оренбург Медиа» и проекта «Диванный урбанист». С режиссером Оренбургского драматического театра поговорили о режиссерском театре, постмодернизме, андеграундной эстетике и традициях. Посмотреть и послушать выпуск можно на сайте Оренбург Медиа и на всех доступных подкаст-платформах.
фото: Культура Оренбуржья