В выпуске подкаста «Диванный урбанист» доцент кафедры литературы Оренбургского государственного педагогического университета Игорь Савельзон рассказал о том, как описывали Оренбург в произведениях русских писателей и публицистов.
По словам Игоря Савельзона, первого литературного портрета Оренбург удостоился только через 81 год после основания города. В 1824 году появился очерк Оренбурга и его окрестностей, созданный известным тогда журналистом, издателем журнала «Отечественные записки» Павлом Петровичем Свиньиным. Издатель в те времена имел репутацию человека, словам которого не стоит верить, и, как правило, преувеличенно расхваливал все города, которые посещал. Оренбург не стал исключением.
Первый литературный портрет Оренбурга без улыбки, а то и без скрипения зубами, читать трудно. Свиньин упоминает два форпоста, Елчанский и Декузский, которые «выстроены из камня и могут служить неприступными крепостями в случае нападения киргизов». Дело в том, что форпостов было два, Елшанский и Донгузский, они были обозначены в атласах того времени, но автор пальцем не пошевелил ради достоверности своего очерка. Дальше он переходит на безудержные похвалы Оренбургу. Читая их в первый раз, испытываешь какое-то двойственное ощущение. С одной стороны, нас хвалят, вроде бы приятно, чувствуешь оренбургский локальный патриотизм. Но с другой стороны, скоро начинаешь понимать, что похвалы к действительности отношения не имеют Это неприятное ощущение, — рассказывает Игорь Савельзон.
Самым ярким событием в оренбургском литературном краеведении стал приезд Пушкина 18-20 сентября 1833 года, но 18-20 сентября немного раньше, в начале лета в наш город приехал писатель Владимир Иванович Даль.
Образ нашего города у Владимира Ивановича Даля нашел свое отражение в таких произведениях, как «Башкирская русалка», «Бикей и Мауляна», «Майна», «Осколок льду», «Охота на волков», повесть «Серенькая». Даль упоминает Оренбург и детали нашего городского ландшафта. В повести «Бикей и Мауляна» действие начинается с того, что из Азии приходит караван торговый караван к Меновому двору. Он описывает Меновой двор, а потом говорит, что в городе есть и зимний центр торговли — это Гостиный двор. Даль пишет: «Есть огромные здания, больше похожие на тюремный замок или на монастырь. Жители, кажется, доселе не верят слухам о том что это Гостиный двор, и за покупками туда не ездят». Даль пытался шутить. В «Бикее и Мауляне» он описывает оренбургскую степь. Даль говорит, если хотите иметь точный портрет того места, где я живу, оренбургской степи, вот вам инструкция, вы сами его создадите: берете бумагу и карандаш или перо, от левого края к правому посередине высоты проведите прямую линию. Сверху напишите «небо», снизу «земля». И перед вами будет точный портрет оренбургской степи. Это остроумно, — подчеркивает краевед.
Писали об Оренбурге и в конце XIX века, когда город переживал бум экономического развития. Интерес представляет очерк об Оренбурге писателя из чеховского окружения Владимира Людвиговича Кигн-Дедлова.
Он вводит читателя сначала в некоторое заблуждение, описывая Оренбург как что-то тяжелое, грозное, дикое, далекое. Напускает страх на читателя. А затем пишет, что на самом деле Оренбург милейший город, совсем европейский город, и притом премилый, даже красивый. Лучшая его часть вся застроена приветливыми каменными домами в два-три этажа, много казенных зданий. Присутственные места таковы, что их несовестно было бы поместить и в Петербурге, и так далее, — цитирует очерк Игорь Савельзон.
В XX веке литературных портретов Оренбурга не так много. Пожалуй, одним из самых известных является упоминание у братьев Стругацких, которые были в эвакуации в Оренбургской области в годы Великой Отечественной войны.
В районном центре Ташла братья Стругацкие были в годы войны еще подростками. В романе «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» они упомянули город Ташлинск — огромный, светлый, спортивный и культурный центр. Мировые звезды в этот здоровенный Ташлинск приезжают. В романе есть и образ Оренбурга. Все-таки это в Оренбургской области происходит. Время от времени кто-нибудь в романе у Стругацких в Ташлинске, огромном городе, говорит: «А что на это скажет Оренбург?» То есть, Оренбург вообще неизмеримо выше. Да, пожалуй, это знак благодарности своему детству, — рассказывает литературовед.
Также в подкасте обсудили «Капитанскую дочку», приезд Жуковского, Оренбург в мемуарах советской эпохи и даже Оренбург будущего в романе писателя-постмодерниста.
Ведущие подкаста «Диванный урбанист» — журналист Дарья Беликова и автор телеграм-канала «Оренбург | архитектура и урбанистика» Виктор Богданов.
Слушайте и смотрите прямо сейчас. Все подкасты в нашей группе ВК.