Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Эпоха «коронакризиса»: о чем оренбургский бизнес просит власти?

Оренбургские предприниматели встретились онлайн, чтобы рассказать о проблемах, с которыми столкнулись сегодня в эпоху «коронакризиса». По ту сторону экрана — министр экономического развития Денис Гончаров и гендиректор Корпорации развития Оренбургской области Игнат Петухов. В течение двух часов на прямой линии десятки бизнесменов региона – малый, средний и крупный бизнес, различные сферы производства и услуг.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции лишила многих рынка сбыта, закрыла границы, некоторых оставила без дохода вовсе и разорвала цепочки поставщиков. В чем сегодня нуждается бизнес от мала до велика? «Оренбург Медиа» публикует истории предпринимателей, которые они рассказали министру – это видение путей выхода из кризиса, ухода в онлайн, здоровой экономики региона, будущего предприятий.

«Этот кризис закончится, но нужно готовится к следующему». Андрей Гольм, генеральный директор АО «Оренбургские минералы»

 — Основные проблемы, которые я вижу сегодня в сфере производства – это низкая производительность и низкая выработка на одного работника. Мы понимаем, что кризис закончится, но нужно начинать готовиться к следующему. Для того, чтобы была стабильность, нужно создавать рабочие места. У предприятия, на котором официальная зарплата в 12 тысяч рублей, шансов нет, и плохо, что страна сегодня выживает при большинстве предприятий как раз с такой низкой базой.

Нужно создавать производство с рентабельным продуктом, который востребован. Мы много говорим про экспорт, но как об этом говорить, если сам продукт не востребован в стране. Сейчас мы четко видим, как предприятия говорят: «Помогите нам! Помогите нам выжить! Помогите нашим работникам». Но никто не говорит, что мои потребители остались без чего-то важного. А это значит, что потребители не заметили твоего исчезновения, значит, твой бизнес не был таким востребованным и нужным.

Мы должны разворачивать наши производственные мощности и наш сервис к потребителям, на благо пользователей. За что они завтра будут платить? Конечное решение всегда принимает потребитель. Это важный урок в бизнесе, который мы сегодня получили.  Урок, который учит быть ближе, помогать, обеспечивать постпродажные вещи какие-то.

Что должна сделать область уже завтра? Неплохо бы было сделать аудит предприятий. Понять, как устроено каждое, цепочки поставщиков и прочее. Нужно развивать и развиваться, определить рынки сбыта продукции и работать с предприятием, вести его, не «тушить пожары», и ждать, когда оно умрет, а подключаться во время работы.

«В дальнейшем нас ждет очевидное изменение всех конкурентных полей». Дмитрий Новгородов, директор Оренбургского филиала ООО «Джон Дир Русь»

Конечно, все те, проблемы, которые сегодня транслирует бизнес, имеют отношение и к нам. В первую очередь — цепочка поставок. У нас поставщики разбросаны по всему миру – это и Китай, и Западная Европа. Раньше мы не работали с поставщиками второго уровня. Сейчас вынуждены искать их. То есть та же Германия закрылась, нам уже нужно пересматривать цепочку поставок, а она многоуровневая.

Сам кризис и карантин совпали с пиком нашей деятельности. Мы производим технику для посевной и обработки почвы. Сейчас как раз и в России, и Казахстане то самое время. Естественно нас коснулась оптимизация бюджетов, в том числе инвестиционных, на этот и на следующий год. Слава богу, это не затронуло большой инвестпроект по переводу нашего производства тракторов из Домодедово в Оренбург. Там все по графику.

Хотелось бы отметить работу онлайн. Но не от бизнеса к потребителю, а «внутрибизнесовые» какие-то вещи. Оказалось, что не все компании готовы к какой-то удаленной работе, то есть мы глобально оснащены средствами и для работы корпоративных систем в том числе, но наши партнеры испытывали очень большие проблемы. Когда мы говорим онлайн, нужно помнить, что все процессы внутри бизнеса тоже там.

Мне представляется, что в дальнейшем нас ждет очевидное изменение всех конкурентных полей. Я бы, наверное, взял за смелость сказать, что изменится сама по себе инвестиционная привлекательность как для бизнеса, так и для регионов. Скорее всего, большой бизнес и корпорации уже не будут смотреть туда, где дешевая рабочая сила. Теперь там есть свои сложности.

 «Объединение – это инструмент, с которым нужно работать». Алексей Маринин, предприниматель, руководитель ООО «М-Ресторатор»

За последние 10 лет наша отрасль в Оренбургской области развивалась и укреплялась, но мы так и не смогли выйти за пределы, и мы в этом сильно отстаем от федералов. У нас нет стандартов, нет понятия рынка труда. Государство может нам помочь в этом поучаствовать, помочь объединению. Иначе, как бы мы успешно не трудились, мы будем проигрывать до тех пор, пока не установим единые правила для нашего рынка.

Объединение – это всегда инструмент, с которым нужно работать и можно добиться успехов.

Еще один момент, в ресторанном бизнесе Оренбурга заняты около 10 тысяч человек. Проблема в том, что 60% из них не устроены официально. И не в работодателе дело совсем, поверьте. Они сами не устраиваются. Вот единые правила могут нам в этом помочь.

«Доставка покрывает лишь 5% прошлой выручки». Роман Куниловский, управляющий боулинг-рестораном «Лебовски Пицца и Боулинг» и боулинг-центром «РИНА»

Сказать, что у нас есть сегодня идет бизнес – это громко. Мы организовали самовывоз и доставку, но мы покрываем от силы 5 процентов выручки, которую получали в обычное время. Не могу сказать, что мы адаптировались, скорее пережидаем. Накопили на «подушку безопасности» и ждем, надеемся на прогноз. Сохраняем команду. Предполагается, что долго будет восстанавливаться прежний уровень выручки и сомневаюсь, что этот год будет успешным для нас в принципе. Что касается онлайна – то для нашей сферы физический контакт гостей, посетителей —  он важен. Без него никак. Всё, чем мы занимаемся сегодня – это поддерживаем интерес. Бизнеса как такового сегодня нет. Мы пережидаем этот период.

Кроме того, конечно, есть понимание, что мы должны давать качественный продукт и конкурентный сервис. Стало очевидно, что саму отрасль необходимо стандартизировать. Мы внутри компании этим занимаемся, но если бы подключились остальные, то это был бы революционный шаг в нашей сфере.

«С федералами сегодня нужно и можно конкурировать». Макар Макаров, предприниматель, директор ООО «Космос»

У нас сегодня как раз нет проблем с доставкой. Она была всегда, мы ее развивали, в том числе в онлайн-сегменте. Сейчас отмечается увеличение спроса на доставку на 30-35%. Для этого, конечно, провели большую работа в маркетинге и сейчас только увеличиваем обороты. Если анализировать весь рынок общепита по запросам в Яндекс и Гугл, то там поле непаханое. Можно спокойно работать. И вполне понятно, что каждый сможет увеличить оборот доставки. Но в данный момент на это у ресторанов и кафе нет денег. В любом случае, то, что у нас хорошо работает доставка – это капля в море сегодня.

С федералами нужно и можно конкурировать. Мы проанализировали оборот федеральных сетей и понимаем, что вполне можем занять эту нишу. Вопрос в качестве услуг и правильном маркетинге. Над этим и работаем.

«Потребитель меняется и нужно меняться самим». Ирина Мерзлякова, директор салона красоты «Ля Санте»

Если говорить о сегодняшней ситуации, то у компаний должно быть два фокуса внимания – на клиентов и внутрь себя. За каждым конкретным предприятием стоят конкретные люди. Нам важно и нужно, чтобы потребитель пришел именно к нам и вопрос востребованности стоит очень остро. Мы хотим, чтобы наши товары стали популярными и востребованными. Именно в этом для нас, предпринимателей и должна быть поддержка государства. Помогите сделать их востребованными. 

Наша сфера – это сфера услуг и нам нужны реальные клиенты. Мы не можем оказывать свои услуги онлайн. Но здесь есть вариант с обучением, и он также работает. Именно поэтому, сейчас мы сделали два проекта онлайн и вкладываемся в них. И я понимаю, что у нас есть потенциал в этом направлении.

«Самое важное сейчас – удержать себестоимость квадратного метра». Серик Мукатев, директор строительной компании «М-Level»

Конечно, строительная отрасль уже получила поддержку от государства — мы провели в режиме самоизоляции всего две недели, получили низкую ипотечную ставку. Что самое важное для нас сейчас? Удержаться в низкой себестоимости, потому что наша отрасль включает в себя большое количество продуктов. К примеру, поставщики металла уже подняли цену на 20%, цемент подорожал на 5%. На отрасль влияет и курс доллара. Поэтому главная задача — не поднимать стоимость продукта. Мы мониторим рынок и пока никто из застройщиков не изменил цену, ни у нас, ни в других регионах.  

Второй вопрос – у нас нехватка рабочей силы. Закрыты все границы. И не для кого не секрет, что 50% рабочей силы – это жители СНГ – Узбекистан и Таджикистан. Мы уже попробовали занять российских – стало дольше и дороже. Не вариант, но пока закрыты границы – для нас это проблема сохраняется.

«Мы должны думать, занимаемся мы дальше экспортом денег или вкладываем в развитие отрасли». Владимир Гетман, руководитель туристического консалтингового агентства «1Travel»

Сейчас нужно думать о том, что будет, когда всё откроется. Мы должны принять решение, занимаемся мы все-таки экспортом денежных средств или занимаемся их импортом. Потому что во многом тот туризм, как путешествие по разным странам – это просто вывоз денег заграницу. В результате область не развивается, не получает денег, они не остаются в регионе. А страны очень рады, когда мы им вывозим свои деньги.

У нас сейчас новое министерство со старыми кадрами. Есть стратегия развития туризма в Оренбургской области, но пока это только слова на бумаге. Если мы направим силы на развития туризма внутри, то и деньги от оренбуржцев будут поступать в наши базы отдыха, наш общепит в том числе. Тогда это будет развитие. А если концепцию оставить так в таком виде, как она есть сейчас, то смысла говорить о развитии нет и давайте ждать, когда откроется Турция и возить туда деньги.

Что нужно делать, когда откроемся? Первое — пока не будет реестра, то говорить о том, что мы собираемся что-то сделать для развития туризма тоже бессмысленно. Потому что 154 агентства работают в Оренбургской области, в каждом агентстве по 1 человеку, занимаются экспортом средств. Ну что тогда говорить о развитии? Так и будем вваливать по несколько миллиардов рублей в развитие Соль-Илецкого сектора каждый год. Я извиняюсь, конечно, но у нас есть миллион других проектов в регионе. У нас абсолютно не развита городская инфраструктура туризма. Нет мест, где семейные люди могут отдыхать, не развит детский туризм. То есть второе – это популяризация собственных направлений и приведение исторических мест в надлежащее состояние.

 «Бизнесу тяжело и причины для этого не экономические». Игнат Петухов, генеральный директор Корпорации развития Оренбургской области

Самый пострадавший бизнес сегодня — это малый и средний. Сейчас конкурентоспособным в том числе будет тот регион, который предложит наиболее выгодные условия и будет адекватно реагировать. В том числе разрабатывать и применять меры поддержки.

Для области важно создание реестра предприятий. И, конечно, должна быть создана какая-то, площадка, где мы будем обмениваться опытом. Я уверен, что внутриобластные резервы для этого большие. А мы, в свою очередь, готовы поддержать эту работу.

В текущих условиях бизнесу тяжело и причины для этого неэкономические. Выживают те, кто может подстроится. В текущих условиях это сигнал для того, чтобы перестраивать привычки. Нужно формировать межрегиональные производства, которые будут работать в условиях кризиса. Также формировать потребительские привычки, о которых мы говорим. Они меняются и нужно уметь приспосабливаться. И производители будут под них подстраиваться.

Всё больше предприятий стали использовать цифровые методы. Стало очевидно, что бизнесу теперь не выжить без онлайна. И если ранее это был громкий лозунг, то сегодня это обязательное условие и все это уже поняли. Кризис – это время, когда ты вынужден меняться и выстраивать свои бизнес процессы и это большой опыт и польза.

Денис Гончаров, министр экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Денис Гончаров

Я бы поддержал предпринимателей в том, что сегодня бизнесу нужно идти в стратегии от продукта и того, насколько он востребован на рынке. Мой опыт работы на позиции министра и возможность познакомится с предприятиями говорит о том, что действительно есть такие компании, которые исторически чувствуют себя хорошо в области. Так сложилось. Но, очень часто мы видим обратную картину — производительность труда низкая, мотивация еще ниже. Поэтому одним из решений может стать проект так называемого промышленного консалтинга. Когда есть возможность оценить то, насколько процессы на предприятии соответствуют мировым тенденциям. Потому что сейчас в российских компаниях, во-многом, все упирается в неорганизованность процессов. У нас есть компетенции, есть люди и, если нам удастся эту тенденцию внедрить на оренбургских компаниях, то в будущем, когда кризис закончится, предприятия будут чувствовать себя более уверенно.

Очень больной вопрос по онлайну. Если говорить глобально, то не всё можно продавать через онлайн-площадки. И здесь вопрос, есть ли оренбургский продукт, который в онлайн переходит?

Когда мы говорим об инвестициях, мы подразумеваем производство, а здесь мы смотрим на то, что местные производители столкнулись с тем, что некому продавать. Цепочки разорвались и произошла закупорка каналов сбыта. Плюс у некоторых компаний возникли сложности с кредитными организациями. Этот эфир – уже позитивный толчок, который связан с негативным фоном. Мы встречаемся и офлайн, и онлайн, и пока я не слышал о том, что кто-то из оренбургского бизнеса руки опустил и говорит: «Помогите!» Есть позитивный настрой и с оптимизмом бизнес смотрит в будущее. Это, конечно не повод сказать, что бизнес адаптировался, но мы должны реагировать.

Сегодня комплекс региональных мер – это 33 меры поддержки. Если мы говорим про федеральный комплекс, то это 29 страниц презентации. Это есть на официальном сайте министерства. Все меры поддержки сегодня направлены на те компании, которые работали абсолютно по белому. Поддержку получат те, кто честно трудился, платил белую зарплату и конечно возможностей выжить у них гораздо больше. Но для нас это повод еще раз задуматься над тем, по какой причине работник получает «серую» зарплату и его это устраивает, а руководитель платит.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru