Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Выборы как ритуал, победа Паслера в идеальных условиях и цемент в фундамент оппозиции: о чем говорят результаты выборов губернатора?

Главный редактор «Оренбург Медиа» Игорь Комиссарчик

У высокой явки, которую не угадал почти никто из экспертов, может быть несколько объяснений. Это и успешная корпоративная мобилизация вместо медийки, и «работы со средами», и активности на избирательных участках в виде викторин и прочих плюшек, и эхо президентских выборов. Казалось бы, второй раз за год массово привести людей на участки сложно. А вышло чуть иначе: многие сменили восприятие выборов как процедуры на «выборы как ритуал» и сами пошли голосовать.

По поводу неожиданно высокого процента Дениса Паслера: сыграли роль несколько факторов. Это и оппоненты (все-таки при «живых» КПРФ и ЛДПР в бюллетенях Выборпроцент был бы ниже), и отсутствие громких инцидентов, которые спровоцировали бы протестное голосование. Выплаты большинству пострадавших от паводка пришли или вот-вот придут. По всей области идут стройки и дорожный ремонт, на предприятиях — охота за кадрами и гонка зарплат. Идеальная ситуация. Обратите внимание: самый большой процент дают удаленные от Оренбурга сельские районы — Кваркено, Курманаевка, Пономаревка. Территории, куда пришли деньги на инфраструктуру и благоустройство. В городах такая история не работает, но и там масштабного протестного голосования не случилось. Меньше всего Денис Паслер набрал в Дзержинском и Промышленном районах Оренбурга — там, где самая плохая ситуация с мусором, сорняками и транспортом. Плюс в Дзержинском районе — максимальная урбанизация и колоссальная концентрация многоэтажек, вообще без частного сектора, со всеми вытекающими проблемами.

Второе и третье место Гафарова и Калегиной — сила брендов. Единственный коммунист в списке, говорит понятные вещи, да еще и модный (вы посмотрите на фото Гафарова — я хочу узнать, где он одевается), да еще и с хорошей базой в Орске. Собственно, Орск и вытащил Гафарова на второе место. Сам он намеревается снова идти в Горсовет. Это интересный кейс перезапуска политической карьеры после 70-летия. Посмотрим на его результаты в 2025 году, но базу под городские выборы он положил мощную.

Кризис системных партий — не только в первичной структуре, но и в головах избирателей. Иначе феномен «Новых людей» не объяснить: партия второй раз выходит на выборы в Оренбургской области и одним только названием и логотипом забирает несколько десятков тысяч голосов. Это говорит об определенной усталости избирателя от других партийных брендов. Екатерине Калегиной, если она действительно намерена стать региональным лидером партии, предстоит изрядно потрудиться: бренд «Новых людей» должен перестать быть обезличенным. Основа для этого уже заложена, дальше все зависит от напора кандидата. «Новым людям» предстоит и колоссальная системная работа на местах: несмотря на активную кампанию Калегиной, многие избиратели проголосовали именно за связанный с обновлением бренд. Две-три кампании на этом «проехать» можно, дальше – сложнее. А еще впереди – непочатый край непосредственно электоральной работы, в первую очередь – за пределами Оренбурга: все-таки и на думских, и на губернаторских выборах у партии была определенная административная поддержка.

Четвертое место для Оксаны Набатчиковой, пусть и со смешным, почти «муниципальным» отрывом в 3-5 тысяч голосов от третьего (муниципальным – потому, что именно столько обычно набирают кандидаты на выборах, например, в Горсовет Оренбурга) в личном плане – незаслуженное. Она опытный политик, который в иной ситуации собрала бы куда больше голосов. Но «Справедливая Россия» и на федеральном, и на региональном уровне переживает достаточно сложные времена. Об этом говорит хотя бы многократно меньшее финансирование кампании по сравнению с оппонентами и минимальное количество муниципальных депутатов за пределами Оренбурга. Впрочем, главный результат Оксаны Набатчиковой – второе место в Оренбурге: обошла прямых оппонентов везде, кроме Ленинского района. Также Набатчикова стала второй и в Оренбургском районе. Видимо, именно на эту электоральную базу ей и предстоит опираться в муниципальную кампанию 2025 года – правда, для дальнейшей работы ее, конечно, нужно расширять.

выборы губернатора

ЛДПР в очередной раз не участвует в выборах, меняя сенаторское кресло на реальную политическую борьбу. На это бы закрыли глаза в случае успеха по остальным направлениям, но его нет: Андрей Рейзлер на довыборах в Заксобрание только четвертый, Александр Петров в Новотроицке – второй с минимальным отрывом от 3 и 4 места. ЛДПР претендует на звание «второй партии России», но в Оренбургской области, увы, они пока даже не четвертые. А вот у партии, которая по опросам и рейтингам на самом деле вторая – КПРФ – наступили смутные времена. Да, на муниципальных выборах коммунисты, вероятно, снова заберут 15-20 процентов в нескольких городах, но из года в год партийная структура чувствует себя все хуже. При такой ситуации восемь десятков муниципальных депутатов, которые все-таки поддержали Владимира Гудомарова перед губернаторскими выборами, могут через несколько лет оказаться праздником. В этой ситуации история с испорченными бюллетенями выглядит как скандал от обиженного ребенка. Если партия продолжит вязнуть и не перестроится для работы в условиях России 2024 года, проблемы могут начаться уже на ближайших муниципальных выборах. В целом же все четыре участника губернаторских выборов и партии, которые они представляли, от ЕДГ-2024 выиграли. Те, кто не участвовал – воздержались по умолчанию, потеряв возможность положить немного бетона на электоральный фундамент. Следующий сентябрь покажет, насколько ошибочным (или нет) было это решение.

Но что мы все о кандидатах да политиках, давайте о нас. Президентские и губернаторские выборы показали, что в Оренбургской области стремительно меняется структура общества. Об этом говорят и результаты, и явка. Каким становится общество в условиях постоянной инфотурбулентности и как паводок изменил Оренбуржье, предстоит разбираться социологам и экономистам. Но этот анализ быстрым не будет, а вот последствия перемен мы чувствуем уже сейчас. Куда выведет эта кривая (а может быть, и вполне себе прямая) – покажет время.  Пока что она вывела Дениса Паслера на второй губернаторский срок.

Подробнее о том, как прошли выборы губернатора Оренбургской области, читайте в разделе «Выборы» на сайте Оренбург Медиа!









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru