Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Ученый-гидролог Инна Куделина объяснила аномальное поведение Урала

В новом выпуске подкаста «Диванный урбанист» на «Оренбург Медиа» вместе с доцентом кафедры геологии, геодезии и кадастра Института о земле ОГУ Инной Куделиной разбирались в том, что сейчас происходит с Уралом. В Оренбургской области весной произошло серьезное наводнение, Урал превысил столетние отметки, как никогда высоким остается уровень реки и летом.

Вместе с ведущими Дарьей Беликовой и Виктором Богдановым ответили на вопросы о причинах повторного подъема воды в Урале этим летом, оценили последствия наводнения для экосистемы Урала и его поймы и узнали, какие технологии используют учёные для мониторинга и прогнозирования наводнений. А также поговорили о том, как изменились гидрологические и климатические условия реки в последние годы, и что это значит для Оренбурга и Орска в будущем.

Река Урал протекает по территории Республики Башкортостан, Челябинской и Оренбургской области Российской Федерации и Республики Казахстан. Большая часть Урала приходится на Оренбургскую область, и река здесь протекает с востока на запад. Площадь бассейна реки составляет 231 квадратный километр, а средний расход Урала составляет порядка 400 кубических метров в сутки. Средний годовой объем стока — 12,6 кубических километров. Питание у реки снеговое и максимальный объем воды приходит в Урал во время весеннего половодья. Река получает большее количество воды за счет таяния от снега.

 — В этом году мы наблюдали аномальную ситуацию. В целом, на режим реки влияет целый ряд факторов: природные и антропогенные, то есть связанные с деятельностью человека. К природным относятся климатические условия, геологические, и, конечно же, геоморфологические, то есть рельеф. К антропогенным относятся строительство водохранилищ, распашка земель, уничтожение лесополос и так далее. Вот именно в этом году сложилась такая ситуация, что изменились отчасти климатические условия. И ведущая роль здесь принадлежит именно изменениям климата. Правильнее назвать это «температурными качелями», которые приводят к тому, что резко повышается температура, затем понижается, и такие колебания мы наблюдали в последнее время постоянно, как в зимнее время, так и сейчас.

Почему многие обвиняют работников Ириклинского водохранилища в том, что они вовремя не начали сброс воды, что они не предусмотрели эту ситуацию? Но, если проводить корреляцию между количеством осадков снегового покрова и прогнозируемого количества воды, то было все нормально. Сложилась такая ситуация, что в результате многократно повторяющейся оттепели, которую мы наблюдали до плюсовых значений и в декабре, и в январе, а затем резкое понижение температуры до -20 и более градусов привели к тому, что в нижней части над почвой сформировался слой льда, который стал непроницаемым для воды.

 — Наверняка, вы с особым вниманием наблюдали за той ситуацией, как она развивалась весной. В какой момент вы поняли, что все пойдет по не очень хорошему сценарию?

Когда все начало происходить, я проанализировала ситуацию и поняла,  что ситуация связана именно с промерзанием почвы и с появлением небольшого слоя льда над почвой, который не дал воде отфильтроваться и все это устремилось в овраги, низины, в реку и создало резкий подъем воды в Урале. 

— А избежать этого было нельзя или все-таки можно?

 — Нужно возобновить и сделать регулярными мониторинговые мероприятия режима реки Урал. И ученые Оренбургского государственного университета и другие ученые Оренбуржья подают в том числе на гранты по данной тематике. Нужны исследования русла реки, георадарный мониторинг его изменения, анализ положения русла, также режимные наблюдения. Все это предполагает создание такой геоинформационной системы, которая будет называться «Река Урал», и будет включать ряд вот этих факторов, где изменение одного или другого параметра позволило бы уже спрогнозировать такие последствия. Тех исследований, которые проводятся сегодня на гидропостах явно недостаточно.

— Если поговорить о сегодняшней ситуации, напомним Урал в Орске подходит к отметке в 5 метров, такого не было никогда. Среднегодовой уровень реки обычно, по данным на 10 августа, 2 метра.  В Оренбурге эта вода будет через 7-8 дней, то есть как бы очередной виток наводнений. Что происходит? Почему снова поднимается уровень? 

 — Здесь тоже закономерность, в общем-то, прослеживается. И, конечно же, такое количество воды и такое дождливое лето связаны с тем, что большое испарение. И опять эти резкие колебания температуры, когда мы видим высокие температуры и жаркую погоду, вода активно испаряется и потом, естественно происходит круговорот. Все это затем нам в виде дождей возвращается.

Урал у Оренбурга, отметка 404 см (16.08.2024)

Дожди тоже имеют своеобразный характер, ливневый, когда очень быстро выпадает большое количество осадков. Вообще это характерно для степного региона. И это приводит к тому, что вода в большом количестве быстро выпадает на поверхность, а уровень грунтовых вод еще достаточно высок и держится за счет весеннего половодья. А мы с вами видим даже низины еще не до конца просохли, которые были затоплены весной.  И поэтому, конечно же, воде некуда деться и она опять течет в Урал и река в этом случае питается уже дождями, соответственно, поднимается уровень. 

Река формирует свое русло в течение всего жизненного цикла. В истории развития реки существуют три цикла — это юность, зрелость и старость. Реку Урал в настоящее время можно отнести к старой реке. Почему? Потому что разница отметок между истоком и устьем она уже не очень велика. За счет чего это происходит? За счет того, что река в процессе своей геологической деятельности разрушает те породы, по которым она протекает, и переносит их и откладывает там, где снижается скорость движения реки. Поэтому в одном месте она откладывает, поднимается уровень, в другом месте она разрушает. И в конечном итоге наступает такое некое равновесие между твердостью пород, по которым она протекает, и скоростью движения реки. А по мере того, как она как бы спрямляет свой продольный профиль, получается, что как раз скорость у нее тоже уменьшается. Наступает равновесие, которое так и называется «профилем равновесия», и река уже начинает искать себе удобные места, как мы видим, вот эти меандры – повороты, изгибы реки. Они происходят потому, что река уже не может напрямую мчаться с большой скоростью, она ищет удобные для себя участки. 

 — Вы сказали, что Урал – старая река. Мы все думали, что это умирающая и засыхающая река. Нам об этом говорили и даже рисовали программы по спасению реки. Вот хотелось бы понять, в голове не укладывается, как из реки, размером с мизинец мы получили то, что получили? Это действительно какая-то цикличность такая, или стечение обстоятельств?

Да, скорее всего, здесь можно говорить об аномалиях. И в данном случае именно о таком сочетании климатических факторов, которые создали отчасти катастрофическую ситуацию.

— Можно оценить, какие последствия вот это наводнение оказало не для экономики города, это мы все понимаем, а для экосистемы Урала? То есть это плюс или это минус для реки?

Для Урала это, конечно, плюс. Река наполнилась водой, он увеличил скорость движения, чем больше воды, тем быстрее мчатся его воды, и, конечно же, подпитались все подземные воды. В последние годы у нас уровень подземных вод был достаточно низким, с чем были связаны как раз-таки и засушливые вот эти вот годы, когда малое количество осадков в летнее время. Поэтому можно сказать, что для реки и для всей водной системы реки это плюс. Кроме того, происходит самоочищение русла, когда река несет большое количество воды.

 -То есть больше не нужно вкладывать деньги в очищение русла реки? 

На самом деле это в принципе бесполезно вкладывать деньги в чистку реки Урал. Потому что все равно скорость движения реки снизится, будет происходить заиливание в любом случае, даже если мы почистим, вбухаем туда миллиарды. Это все опять произойдет.

-У нас есть несколько федеральных программ даже по очистке Урала, чиновники с вами как специалистам советовались или с вашими коллегами прежде чем заявлять об этих федеральных программах? Или это все без ученых экспертиз происходит? 

В основном изучением реки Урал у нас занимается Оренбургское отделение Академии наук, Институт  Степи. И академик Александр Александрович Чибилев — основной специалист у нас по реке Урал. И, конечно же, с ним, я думаю, советовались по этому поводу. Мне кажется, он последние 10 лет только говорит о том, что Урал еще покажет себя.

Полный выпуск подкаста «Диванный урбанист» на тему  «Что происходит с Уралом» можно послушать  в группе Подкасты | Оренбург Медиа, а также на всех доступных подкаст-платформах.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru