Главный редактор «Оренбург Медиа» Игорь Комиссарчик
До выборов губернатора Оренбургской области осталось чуть более двух месяцев, но уже сейчас можно сделать несколько выводов о том, как будет складываться кампания.
- Выборы по составу кандидатов будут конкурентнее, чем в 2014 и 2019 году. Понятно, что второй срок губернатора — это всегда плебисцитарная история. Преимущество перед конкурентами — и медийное, и ресурсное — слишком велико, а навязать реальную борьбу сложно. Но по представительству бюллетень, если не случится никаких неожиданностей, будет куда разнообразнее, чем на прошлых выборах. Здесь будет и КПРФ, и деятельный кандидат от «Справедливой России» и представитель «Новых людей» (мы, конечно, ожидали от НЛ немного другого, но, как говорил классик, «Ваши ожидания — это ваши проблемы»). Конечно, не хватает кандидата от ЛДПР, и не хватает его в третий раз подряд. Но оставим это на совести партии, в конце концов, это их отношения с избирателем.
Если мы говорим о конкуренции как о возможности получить разнообразие, то оно в бюллетенях будет. Другое дело, что эта конкуренция может не вылиться в реальную борьбу за голоса.
- Муниципальный фильтр (если опять-таки не произойдет никаких неожиданностей) начинает выполнять свою модульную функцию — «защиту от дурака». А именно — не мешать собрать подписи реальным кандидатам, и не допустить туда «нереальных». Да, это заработало правильно только после обращения губернатора к депутатам, но тем не менее.
Во многих регионах нет и такого: муниципальный фильтр зачастую не подпускает к выборам и парламентские партии, а квота там не 5%, а 10%. Впрочем, в Оренбуржье политическая культура немного другая: Дом Советов заинтересован в легитимности выборов, а Денису Паслеру, судя по всему, не хочется одерживать победу в пустыне: нужны оппоненты.
Если партия системно работает в регионе, то собрать подписи 5% депутатов — не проблема. А если даже в «красном поясе» получить подписи не получается, то, видимо, нужно что-то чинить в партийном строительстве и муниципальных сетках. Я лично вообще считаю фильтр избыточной историей: достаточно того, что выдвигать кандидатов могут только партии, и это уже само по себе фильтр. Но это ограничение есть, и правила игры были известны заранее. Они сложные, но не невыполнимые. При наличии системной работы, разумеется.
- Чем больше кандидатов — тем шире возможности для наблюдения. И это сделает контроль над выборами серьезнее. В системе профессионального наблюдения (без открытых трансляций) тотальный доступ к камерам получают партии и кандидаты. Больше глаз — шире контроль. Никто не отменял и живую работу: когда в кампании участвуют как минимум три оппозиционных парламентских партии, число наблюдателей на участках пропорционально увеличивается. Другое дело — их нужно подготовить, обучить и направить. Это — ресурс, который у региональных отделений и без того ограничен. Но и «профит» от профессиональных наблюдателей существенный.
Ну а дальше все зависит от кандидатов. И от нас с вами, конечно. Потому что политическая система — на уровне города, региона, страны, не только формируется сверху, но и «шлифуется» снизу.
Выборы губернатора состоятся в Единый день голосования, 8 сентября. Они будут длиться три дня. Кандидатам в губернаторы до 8 июля предстоит представить в Избирком 236 подписей муниципальных депутатов и всенародно избранных глав.