Главный редактор «Оренбург Медиа» Игорь Комиссарчик
Единый день голосования 2023 года в Оренбургской области был генеральной репетицией больших избирательных кампаний 2024 года — президентской и губернаторской. Какие выводы можно сделать после 10 сентября?
1. Область готова к Дистанционному голосованию. Технически система ДЭГ показала себя вполне хорошо. Остается открытым лишь вопрос ее повсеместного применения: в регионе по-прежнему много населенных пунктов с крайне медленным или вообще отсутствующим интернетом.
Еще одна проблема с ДЭГ — учетная. На выборах 2021 года было много вопросов с «исключением из списка избирателей» тех, кто через Госуслуги зарегистрировался на другом участке. Учитывая масштаб применения дистанционного голосования, масштабируется и проблема — человеческий фактор, ничего не поделать.
2. ДЭГ не равно административный ресурс. Многие ожидали, что единоросс Сергей Ковалев победит еще на этапе подсчета электронных голосов. Однако по «дистанционке» он набрал меньше, чем вживую. Кандидат от ЛДПР Ольга Гарбуль по дистанционному голосованию показала больший процент, чем на участке. А вот коммунист Виталий Иутин — наоборот, три четверти голосов собрал на участках. Таким образом, победу «Единой России» вполне можно назвать электоральной, а не административной.
Отсюда вывод: ДЭГ — вполне рабочий инструмент. Как партии смогут мобилизовать избирателей технически, успешно отработав и онлайн, и офлайн голосование — одна из главных и, как мне кажется, самых интересных задач технологов в 2024 году.
3. Явка — ниже плинтуса. Даже электронно проголосовали не все заявившиеся (1297 из 1635). Но на участки от них пришла бы, скорее всего, едва ли половина. И явка была бы не 11,8%, а менее 10.
Конечно, на президентских и губернаторских выборах явка будет выше. Но всего через два года в Оренбурге пройдут выборы в Горсовет. Потеря интереса к муниципальным выборам в перспективе — большая проблема для их легитимности. Единоросс Сергей Ковалев будет представлять интересы 27 000 избирателей округа, собрав около полутора тысяч голосов.
Большую роль тут, конечно, играет авторитетность муниципальной власти, которая, увы, находится на максимально низком уровне. И ответ на вопрос «почему» очевиден — достаточно пройтись по городским улицам. За каждой из них закреплено муниципальное предприятие, у каждой есть депутат. Повторять избитые фразы про сорняки, дыры в асфальте, загаженные остановки и изуродованные клумбы не будем.
4. На выборах 2023 года по области было вакантно 275 мандатов. 251 ушел «Единой России». Проецировать партийность на президентские выборы не совсем релевантно (едва ли там мы встретим кандидатов от «Справедливой России» или «Пенсионеров»), а вот на губернаторских — аукнется.
Проблему людей на местах у оппозиционных партий не закроет даже стабильное финансирование: когда нет кандидатов и активистов даже на муниципальном уровне, замахиваться на кампании уровнем выше сложно. Спасет только «протестное голосование» — авось поставят галочку.
5. Осталось меньше года. Да, до губернаторских выборов меньше года. И, как показала «генеральная репетиция», если Денис Паслер захочет пойти на второй срок, то проблем с переизбранием у него не будет. А если кто-то из кандидатов от оппозиции захочет создать ему сложности (или другому кандидату, который будет избираться от партии власти — кадровая политика нашей Византии непредсказуема), то работать над этим нужно было еще вчера. Ну или начать прямо сегодня. А завтра будет поздно.
Прочитать подробнее о Едином дне голосования можно в разделе «Выборы» на Оренбург Медиа.