Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Изучение города через искусство: разговоры про город с уличным художником Никитой Nomerz

«Разговоры про город» — проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.

Статьи в Telegram-канале задумывались, как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных к городу людей. Формат  — интервью.

«Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город». Ищите статьи также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.

Никита Nomerz — современный российский художник, куратор, документалист и исследователь уличного искусства. В художественных практиках работает в направлениях: стрит-арт, паблик-арт, инсталляция и др. Кроме объектов уличного искусства создает живописные и графические студийные работы для экспонирования в выставочных пространствах. Для произведений художника характерна категория «site-specific» — использование специфики пространства — его истории, функции, материала, структуры. Никита Nomerz активный участник международных стрит-арт фестивалей и выставок современного искусства. Работал над проектами в России, Германии, Франции, Финляндии, Испании, Китае, ОАЭ, Таиланде и других странах.

Никита Nomerz является создателем и куратором фестиваля «Место», автором документального фильма об отечественном уличном искусстве — «В открытую» и составителем «Энциклопедии уличного искусства Нижнего Новгорода (1980–2020)». В 2015 году Никита Nomerz приезжал в Оренбург в рамках фестиваля «Стенограффия» и создал несколько работ.

Мне кажется, или у Оренбурга есть что-то общее с твоим родным Нижним Новгородом?

Когда я гулял по Оренбургу, то несколько раз ловил себя на ощущении забавных параллелей с НН. Получалось в шутку даже чуть-чуть предсказать, что ждёт за «поворотом», когда гулял у вас в центре.

Какие впечатления остались от города? Что запомнилось?

Сначала, прогуливаясь по центральной пешеходной улице, я вспомнил про Большую Покровскую, которая так же «прилизана» с лицевой стороны и является главным туристическим магнитом. Но стоит свернуть во дворы, многие из них побиты жизнью. Во всяком случае, так было и в Нижнем, и в Оренбурге на момент моей поездки. При этом часто эта фактурность мне интересна и может нравиться даже больше, чем аккуратные улицы. Гуляя по оренбургским дворам я нашёл много локаций, в которых с удовольствием порисовал бы.

Потом я спустился к набережной и, прогуливаясь вдоль реки, опять подумал про Нижний. У нас, правда, реки гораздо шире — Волга и Ока. Конечно, многие города основаны на реках, и нет в этом совпадении ничего удивительного. Но было забавно дойти по набережной до лестницы, возле которой я увидел канатную дорогу через реку. В Оренбурге — это просто развлечение, а в Нижнем — это в первую очередь средство перевозки пассажиров. Канатная дорога через Волгу соединяет Нижний с соседним городом — Бором. Нижегородская канатная дорога одна из самых крупных надводных канатных дорог в Европе.

В общем, это совпадение вновь меня позабавило, после чего я решил подняться от реки наверх. В Нижнем тоже есть большие перепады рельефа и набережные делятся на Верхневолжскую и Нижневолжскую. И в одном месте они соединены большой Чкаловской лестницей. Поэтому поднимаясь по лестнице в Оренбурге я про себя пошутил, что поднимаюсь по Чкаловской лестнице. Представьте мое удивление, когда наверху я обнаружил памятник Чкалову. В Нижнем у верхней части лестницы точно так же расположен памятник Чкалову, уроженцу Нижегородской области.

Та стенка которую ты сделал во дворике на переулке Свободина была тебе выделена организаторами, или ты сам её нашел?

Все места, на которых я работал, находил сам. «Читай Линии» — первая работа в Оренбурге, она сделана в 2015 году. Мы с организаторами фестиваля «Стенограффия» договорились, что по приезду я найду стену, и они её согласуют — так и было. Несмотря на то, что стена была от здания заброшенного разрушенного комплекса (Михайловские казармы). Такая возможность редко случается, обычно все заранее распределено. Сперва организаторы находят объекты, собирают эскизы, согласовывают и т.д. Для меня очень важен процесс исследования, поиск места. Часто от него уже рождаются идеи работ, или под понравившийся объект подбираешь и дорабатываешь свои ранее придуманные идеи. Это обычно для традиционного формата стрит-арта, когда все происходит самоорганизованно и партизански.

Как шла работа на следующий год?

Я снова предложил организаторам такой формат — придумал целый проект с серией работ по центру города, в задворках, на разных заброшенных локациях. Предварительно мы обсудили, что все работы будут созданы именно партизански, просто будем внимательно подбирать локации, чтобы не было конфликта. По приезду я сканировал город, нашёл много мест и начал делать серию. Успел сделать только две небольшие работы. Но организаторы остановили процесс, я так понял, что побоялись проблем с администрацией. Тогда было очень обидно, что проект сорвался. Был задуман интересный концепт, целая серия работ. А остались просто отдельные самостоятельные работы. Зато через год я додумал и реализовал эту идею у себя в Нижнем Новгороде, это был проект «Точки». У каждой уличной работы была миниатюра / фрагмент студийной работы.

Тебе удалось объединить традиционное искусство и стрит-арт.

Одна из идей была как раз в этом — совместить студийную и уличную художественную практику в единый выставочный проект. Но сделать это максимально близко к традиционному формату стрит-арта. Улицы стали галереей, работы сложились в единую историю. Люди приходили на адрес, указанный в анонсе (уличная арка), и видели выставку импровизированную галерею студийных полотен. Но они были лишь частью проекта, а остальные работы нужно было искать самостоятельно — все они находились в шаговой доступности и собраны в логическом для прогулки маршруте. Люди и правда отправлялись на поиски, очень активно искали работы, тем самым погружаясь в город, в новые для себя неизвестные дворы. Это тоже была одна из задач проекта — отправить зрителя изучать родной город, пройтись новыми тропами, увидеть улицы под новым ракурсом.

Вот такой проект сорвался в Оренбурге. Сперва я расстроился, а потом понял, что это случилось к лучшему, так как смог реализовать проект дома и в более продуманном формате. В Оренбурге тогда был очень жёсткий тайминг, было мало времени на поиск мест и создание самих работ. Поэтому, думаю, все случилось так, как нужно.

Насколько важно уличное искусство для города? Почему город оживает с ним?

Уличное искусство — важная часть многих современных городов. И изучая его можно лучше понять, как устроены города, о чем они думают и говорят. Ну и в целом, это яркий феномен современной культуры, искусства, которое открыто для зрителя, не спрятано в музеях и галереях.

Текст: Эльвира Карпова

Хотите поддержать проект? Подпишитесь на Telegram-канал, рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите за новыми интервью, комментируйте интересное.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru