Вроде бы вокруг рассыпано столько золота, сияющего на редком синем в Оренбурге, и одуряющий прелый запах дурманит голову, и откуда-то из девяностых несёт дымом костров. Это жгут листву. Он уходит в небо вместе с летом, павшим в боях с холодом. Но есть ощущения, что приглушён цвет и что-то забирает эмоциональные краски, обесточивает картинку. И звук доносится словно сквозь вату. Это мозг ставит барьер, чтобы не услышать лишнего.
Время доставать свой чёрный чемодан и стряхивать пыль со старых негативов. Такова данность. Очень трудно наслаждаться на полную, когда полыхает на горизонте и глаза всё больше расширяются, выхватывая из новостей уже не строчки и даже не буквы, а понятия.
Есть в чёрно-белой фотографии что-то от величия картин эпохи ренессанса. Прости, читатель, это не от желания быть помпезным, просто в ней больше от классики, больше глубины. Она словно нацелена на то, чтобы подчёркивать идею, иллюстрировать мысли. Не случайно чёрно-белые картинки-образы преследуют меня, когда я пишу. Особенно стихи.
К тому же существует ещё пара закономерностей. Как человек печатавший снимки вручную лет эдак 25 с хвостиком, могу точно сказать, что в этом процессе участвует магия. Для скептиков, которым не нравится это слово, могу найти другое. Энергия. Она ведь никуда не девается, спросите у физиков, а просто переходит из одного в другое. Вот и эти танцы при красных фонарях возле стола увеличителя, пассы руками, когда «прижимаешь» нужную деталь кадра, делая её плотнее по тону, сродни ритуалу. И, конечно, получающаяся картинка её вбирает, как губка и начинает звучать.
Мне нравится думать, что сколько не переводи цифровую карточку в Ч/Б, а настоящего объёма не получается. На мой придирчивый взгляд, всё какое-то плоское. Не в состоянии холодный алгоритм заменить плёночный рисунок. И не ханжа я, и давно на цифре, как прочие, но вот эта пустяковая, крошечная с горошину мысль всё время сидит в уголке подсознания.
Мой ученик и лучший друг, однажды сказал в откровенной беседе «У тебя отличные снимки, но вот не могу избавиться на некоторых от ощущения грусти. Вроде бы никакой драмы на них нет и реальность самая обычная, а щемит.» А вот это и есть та самая магия, когда чувства, настрой, выходят из изображения, несут на себе печать автора.
Такое время. Приглушать цвета, убирать насыщенность, оставляя основополагающее настроение и смысл. Время Ч/Б. И я всё же не оставляю надежды на то, что как-нибудь поутру цвет вернётся.
Я брожу по аллеям, истёртым в пыли,
Как забытый отрядом солдат,
По реке обмелевшей, плывут корабли,
И я вижу их мачты горят,
Это с места сражений без песен и слов,
в даль уходит октябрьский флот,
И влюблённые смотрят за ним с берегов,
свято веря, что им повезёт.
Листья-письма наверх, не успели уйти,
перед вечностью падают ниц,
Что за кайф в это время сидеть взаперти,
под мотив улетающих птиц,,
И мой яд растворился и сгинул долой,
И я в шлюпке поплыл к кораблю,
Пусть сограждане прячут топор под полой,
Я сегодня почти их люблю…
И пускай мне знакомы вино и вина,
Цепи рву я душой на беду,
Иногда я смотрю в свою жизнь из окна,
И мне кажется, что упаду,
Эта осень удержит в ладонях меня,
И под жёлтыми пальцами крон,
Непалящего даст мне немного огня
И я вновь захочу быть влюблён!
- Текст и фото: Олег Рукавицын
Специальный проект «Оренбург Медиа» — Фотовитражи. Останавливаем мгновения вместе с фотографом Олегом Рукавицыным. Для тех, кто ценит момент и видит в фотографии нечто большее, чем просто выстроенный кадр. Смотрите. Думайте. Принимайте. Ищите нас в социальных сетях под хэштегом #фотовитражи