С рождения жительница поселка Джанаталап Оренбургской области знала, что ей предстоит операция на сердце. Однако к ее 16-ти годам вышел из строя не только аортальный клапан, но и аорта в ее восходящем отделе. Если действовать стандартным путем, то девочке пришлось бы пройти через три, а то и четыре, тяжелых хирургических вмешательства. Детские кардиохирурги ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) виртуозно управились за один раз с помощью специального трансплантата отечественного производства – гомографта.
Диагноз недостаточности аортального клапана Гульназ Култаевой оренбургские врачи выставили еще в шесть месяцев. Тогда они оценивали ее как умеренную, и, к счастью, речи об экстренной операции не шло. На этом этапе ребенок нуждался только в пристальном наблюдении и выполнении всех рекомендаций. «Каждые полгода мы приходили на осмотры, выполняли все исследования, — говорит Сандугаш Култаева, мама девочки. – Сначала ничего не было заметно, росла как все дети, а с возрастом она стала быстро уставать, ни бегать, ни гулять долго не могла, появлялась одышка и боли в груди». Челябинские детские кардиологи наблюдали за состоянием ребенка во время работы выездной детской бригады. Впервые Гульназ попала в их поле зрения в 2018 году: начинался подростковый период, который требовал пристального внимания профильных специалистов. Тогда же встал вопрос о необходимости хирургического вмешательства.
Окончательно он назрел уже в этом, 2022-м году, и девочку пригласили в Челябинск на дообследование и госпитализацию. При этом была обнаружена еще одна, ранее неизвестная проблема, и даже посерьезней первой. «Во время проведения МРТ в стенах нашего Центра подтвердилась критическая недостаточность аортального клапана и выявилось значительное сужение восходящего отдела аорты, так называемый аортальный стеноз, — поясняет детский врач-кардиолог КХО №4 ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Эльмира Харисова. – Всё вместе это стало представлять реальную угрозу жизни и способствовать развитию артериальной гипертензии у подростка». Решить задачку предстояло с помощью операции.
Замена аортального клапана в детской хирургии может пройти двумя путями – на механический или биологический протез или с помощью «пластики», когда специалисты перекраивают и ставят на нужное место собственный клапан. В данном случае пластическая операция была невозможна, потому что уже наступила дистрофия тканей, и клапан полностью пришел в негодность. «Ситуация осложнялась тем, что сама Гульназ – очень миниатюрная, и сердечко у нее тоже небольшое. В линейке стандартных механических и биопротезов подходящего для нее по размеру нет, к тому же, со временем в этом случае клапанное кольцо и сам клапан будут оставаться неизменным, а девочке еще предстоит расти и расти. И это самая большая проблема в детской кардиохирругии, — вводит в курс дела детский сердечно-сосудистый хирург КХО№4 ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Вячеслав Богданов.
– Кроме того, требовал замены суженный участок восходящей аорты прямо над клапаном, что усложняло задачу в разы». Поэтому было решено на место удаленного пораженного участка имплантировать трансплантат отечественного производства – гомографт. Он представляет собой конструкцию из аортального клапана и нужного отдела аорты, выполненного из донорского материала по индивидуальным размерам специально для юной пациентки и даже чуть-чуть на вырост за счет эластичности материала. В кратчайшие сроки он был изготовлен и доставлен в Челябинск.
Сложнейшую операцию на остановленном сердце при искусственном кровообращении детские хирурги выполнили за рекордные 3,5 часа и вывели пациентку на самостоятельное дыхание еще в операционной. Это позволило существенно снизить нагрузку на юный организм, сократить сроки реабилитации и возможные риски. На второй день Гульназ из реанимации перевели в обычную палату, а через неделю в сопровождении мамы она уже отправилась домой. Контрольные исследования показали превосходный результат работы нового клапана и аорты. Это заметила и мама девочки: порозовели щечки, дочь повеселела и стала строить планы на будущее. Теперь она мечтает выучиться на повара-кондитера, подольше гулять и может быть заняться танцами, на которые раньше по состоянию здоровья ее не брали. В ближайшие шесть недель с активными физическими нагрузками придется повременить, но потом можно будет вернуться к обычному образу жизни.
Обязательно врачи рекомендуют девочке следить за показателями пульса и давления, правильно питаться, соблюдать режим труда и отдыха, принимать препараты, нормализующие давление. В будущем Гульназ также при желании сможет стать мамой, поскольку гомографт выполнен из биологически совместимого материала и не требует пожизненного приема антикоагулянтов, которые снижают риски тромообразования, при этом способствуют развитию кровотечения. Специалисты уверены, что гомографт обеспечит то качество жизни, при котором детский организм будет расти и развиваться без помех. Он прослужит положенные 8-10 лет, что даст возможность девочке набрать нужный вес и размеры, пройти важные этапы в социальной жизни — закончить учебу и при желании без помех выносить беременность. И тогда замена трансплантата на новый уже не будет такой критичной, как могло бы быть.
— Наши детские кардиохирурги были одними из первых в России, освоившие эту методику и с хорошим результатом, — отмечает главный врач ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Олег Лукин. – В целом такие случаи в практике встречаются редко: в год в нашем Центре сердечно-сосудистой хирургии требуется не более двух с половиной – трех десятков гомографтов разной конфигурации и размеров. Каждое такое вмешательство требует тщательной подготовки и высокой квалификации специалистов, начиная от врачей функциональной диагностики и кардиологов, которые ведут отбор пациентов на такое лечение, заканчивая всей хирургической бригадой, включая анестезиологов и собственно сердечно-сосудистых хирургов.
Фото: Людмила Ковалева