Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Фильм «Текст» показали во всех кинотеатрах России

Роман «Текст» был первым реалистическим произведением Дмитрия Глуховского – без апокалипсиса и мутантов. И тоска, нагнанная в первых главах, заставляла сразу забыть сказки про бытовой дискомфорт в тоннелях метро-2033. Герой уже в первых строках представал человеком с убитой юностью, без работы, без средств, без перспектив в жизни, потом узнавал про мать, а потом вместе с подонком-ментом уничтожал собственное будущее. И в такую судьбу, которая однажды может перемолоть почти любого студента любого российского вуза, очень легко было поверить.

Никуда не денутся подозрения, что «Текст» было условным, рабочим названием книги (типа «Здесь будет заголовок»), под которым она в итоге и отправилась в печать. Но Илья действительно работал с текстами, хоть тут используя свои склонности к филологии: имитировал хазинский стиль так, чтобы все поверили. Режиссер Клим Шипенко в попытках перевести Глуховского на язык кино умело использует все возможные средства. Сцена убийства на «Трехгорке», которая в книжке занимает несколько строк, в фильме идет чуть не 10 минут, снята одним куском и в общем и целом сделана почти безупречно. Больше новинок — на сайте кино онлайн 2020.

И книга была триллером, а фильм – тем более; чем сложнее исходные условия, тем интереснее, что будет с героем дальше. Легко применить к «Тексту» определение «чернуха» – но именно этого ощущения от фильма не возникает, несмотря на то что в кадре без конца плещутся то слякоть, то водка, то какой-то прокисший жидкий супчик, сваренный покойной матерью. Да, играющий Илью народный кумир Александр Петров не выглядел на экране так плохо еще никогда (а артист Иван Янковский выглядит прекрасно – до того момента, когда предстает в виде разлагающегося трупа). Да, Глуховский (он сам написал к фильму сценарий), как русский писатель и моралист, не собирается прощать Илье убийства человека – пусть даже плохого человека, пусть даже невольного убийства. Без искупления он героя никуда не отпустит. И все же это не гнетущий, а очень увлекательный фильм.

Если говорить о социальном контексте, то это, конечно, не протестное кино, но точно кино «недовольное» и злое. Вообще, в российском кинематографе 2019 г. прослеживается тенденция снимать такие вот отчетливо мужские фильмы про маленького человека, который, сжав зубы, сражается с обстоятельствами, идет против системы, хотя возможности победить ее почти нет. Про это были два триумфатора «Кинотавра» – «Бык» Бориса Акопова и «Большая поэзия» Александра Лунгина, отчасти про это «Братство» Павла Лунгина – лучший его фильм последних двух десятилетий. Про это и «Текст». Как заметил один мой проницательный коллега, это напоминает «новый Голливуд», американский кинематограф конца 1960-х и начала 1970-х (кстати, оттуда же растут ноги у «Джокера», и многие российские критики уже успели «Текст» с ним сравнить). Это еще не значит, что у нас подрастает целая поляна своих молодых Скорсезе, Коппол и прочих Артуров Пеннов, но, по крайней мере, выглядит это довольно симпатично.

18+









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru