В Госдуму для принятия внесен проект закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации Его суть — в том, чтобы пересмотреть текущие отношения центра и регионов. Он формирует единую вертикаль власти, подчиняя региональную власть федеральной, а муниципальную — региональной. Также он перемещает некоторые акценты с законодательной власти в сторону исполнительной, а также ликвидирует целую прослойку муниципальных образований. После его принятия политическое пространство по всей стране, включая Оренбургскую область, существенно изменится.
Волна поддержки
Закон вызвал огромную дискуссию в российском экспертном сообществе. Если усреднить оценку экспертов, политологов и аналитиков, можно вывести следующий тезис: закон увеличивает управляемость территорий, упрощает контроль за регионами и муниципалитетами, но наносит серьезный удар по внутренней политике в стране и сформировавшемуся за 30 лет политическому процессу в целом.
С конца прошлой недели многие оренбургские политики публично поддержали принятие закона Клишаса-Крашенинникова (многие издания называют этот проект по имени его авторов).
Игорь Сухарев, вице-губернатор по внутренней политике:
– Необходимость внесения данного законопроекта давно продиктована временем. Одноуровневая система власти работает у нас в городских округах Оренбургской области, и мы видим, что это позволяет более качественно выполнять полномочия, которые возложены на власть в принципе. Многоуровневость власти позволяет сегодня устраивать так называемый пинг-понг ответственности за полномочия, ссылаясь на то, что сегодня сельский совет не вправе выполнять те полномочия, которые относятся к муниципальному району либо региональной власти. Этим законопроектом вводится «вертикальная» ответственность, когда губернатор может спросить за неисполнение задач непосредственно с главы района или главы городского округа. Тем самым устанавливается вертикаль жесткой ответственности за то, чтобы на местах власть и люди во власти выполняли поставленные перед ними задачи во благо жителей этой территории. Поэтому законопроект очень важен. Надеюсь, он будет поддержан.
Дмитрий Дьяченко, мэр Бугуруслана:
— Данный закон направлен на устранение бюрократических барьеров, на минимизацию «уровней власти» и, конечно же, на повышение качества местного самоуправления «на местах». Одной из важных норм данного проекта является возможность отправки в отставку главы муниципального образования и его команды за систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, закрепленными указами Президента РФ. Нормы данных указов целиком и полностью направлены на улучшение качества жизни россиян. Критерии работы измеримы, прозрачны для всех, и в первую очередь — для жителей муниципалитетов! Уверен, предлагаемый Законопроект повысит уровень исполнительской дисциплины в муниципальных командах, и, как следствие, качество жизни в наших городах и сёлах!
А что вообще изменит закон?
У регионов больше не будет президентов — только главы или губернаторы. Закон также предусматривает, что наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией, уставом и законами субъекта с учетом его исторических, национальных и иных традиций. Все региональные кабинеты министров теперь будут называться правительствами.
Глава региона может быть отрешен от должности президентом, в том числе в связи с утратой доверия президента. Кроме того, президент вправе применять к губернатору иные меры ответственности, такие как предупреждение, выговор. При этом ограничение по количеству сроков на посту главы региона снимается.
Похожие полномочия получают губернаторы в отношении мэров и глав. Их теперь проще снять, можно напрямую давать поручения «по вертикали», выдавать выговоры и предупреждения.
Закон позволит регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в парламенты субъектов федерации. Сейчас по спискам необходимо избирать как минимум 25% региональных парламентов. Эту норму уберут, определять формат выборов регионы будут самостоятельно.
Регионы должны согласовывать кандидатуры министров образования, финансов, здравоохранения, а также жилищного и строительного надзора с федеральным правительством.
Законопроект упраздняет муниципалитеты первого уровня — городские и сельские поселения. Теперь муниципалитетами могут быть только городской округ, муниципальный округ и внутригородскую территорию города федерального значения. Через некоторое время после принятия закона администрации и депутатские советы городских и сельских поселений прекратят существование. Эти территории войдут в состав городских или муниципальных округов.
Законопроект разрешает держать в поселениях старост на общественных началах. Представительные органы в укрупненных округах должны быть обязательно, причем указывается, что они могут формироваться только в результате выборов. Главы округов кроме прямого избрания или назначения депутатами еще могут выдвигаться и главой региона на решение муниципальных советов. Всем местным органам рекомендуется получать статус юрлица. В этом случае они будут считаться муниципальными казенными учреждениями.
После того как новый формат системы местного самоуправления вступит в силу, с 1 января 2023 года, до 2028 вводится переходный период. За пять лет нынешние муниципальные районы и города должны стать округами. Переизбрание местных властей разрешается только в существующих городских округах, то есть только в столицах субъектов РФ. При этом будет позволена и иная система МСУ, однако это будет регулироваться позже, отдельным законом.
А что осталось за кадром?
Депутат Госдумы Павел Крашенинников предположил, что после изменения системы работы муниципалитетов, можно возвращать прямые выборы мэров. Высказал он это, правда, в рамках частного мнения.
Все региональные депутаты в случае принятия документа будут приравнены к госслужащим, даже если они работают не на освобожденной основе и не получают зарплату в парламентах. Это усложнит работу крупных предпринимателей с депутатскими мандатами.
Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года. До 1 января 2028 года предлагается установить переходный период.