Рекордная зима требует рекордных мер. Этой зимой Оренбург сначала скучал без осадков, а после буквально разгребал последствия снежных циклонов. Коммунальщики перешли на круглосуточный режим работы, тротуары и дороги «солят» не переставая. Городские снежные полигоны фактически переполнены. С начала зимы туда вывезли почти 250 тысяч кубометров снега. Эти хранилища как снежные полюса Оренбурга – бескрайние, ледяные и холодные.
За два зимних месяца на снежных полигонах Оренбурга накопили столько же снега, сколько за всю прошлую зиму. И причина – не только аномальные осадки, но и полный разворот и перенастройка коммунальной системы. «Оренбург Медиа» внимательно следил за картой осадков и теми, кто отвечает за снеговые горы на горизонте.
Зачем городу снегохранилища?
Территории для снегохранилищ в городе сложились исторически. Сегодня это официально узаконенные полигоны, куда в зимнее время года вывозят снег с улиц Оренбурга. Их у города два – на улице Амурской в южной части Оренбурга и на улице Тихой в северной зоне города.




Ежедневные отчеты о вывезенных кубометрах, а их на сегодня около 250 тысяч, в большинстве своем нам ни о чем не говорят, но если посмотреть в сравнении! Фактически за два зимних месяца в Оренбурге один самосвал, вместимостью 10 кубометров снега, сделал 25 тысяч рейсов. Это почти 750 вагонов-платформ, доверху наполненных снегом, или 175 футбольных полей, утрамбованных ровным слоем снега в 20 см. Иными словами – колоссальная работа, которая зимой делает город жизнеспособным.

Объёмы снега могут расти стремительно и серьёзно зависят от погодных условий. По данным администрации города, в этом году есть договоренность с Водоканалом. Если основные площадки закончатся, город получит доступ к месту для хранения дополнительных 40 тысяч кубов снега — две карты по 20 тысяч кубов каждая. Это подстраховка на случай, если зима продолжит бить рекорды.
Полигоны работают бесплатно. Снег там принимают круглосуточно, организовано дежурство Северного и Южного округов. Каждый кубометр принятых осадков с улиц города – под роспись.

Точные объёмы текущих запасов постоянно обновляются специалистами городской администрации, но уже известно: мы находимся на уровне максимальных исторических значений.
«Завтра вот на этом участке должно быть ЛЕТО»
С начала зимы в стенах мэрии ежедневно заседает рабочий штаб во главе с Альбертом Юмадиловым. И здесь глава города – как устрашающий фактор. С начала зимы Юмадилов лично не дает покоя подрядчикам, проверяя каждый из запланированных участков. Чтобы настроить систему новому главе, потребовалось больше месяца. Изначально подрядчики не выходили на точки, выводили меньше машин, чем в документах, обходили сложные участки, но тотальный контроль ситуацию в корне поменял.
На данный момент с городом работают пять подрядчиков и силы коммунальных предприятий «Комсервис» и «Биоз». Это десятки единиц тяжелой техники, которые в снегопады заняты круглосуточно – самосвалы, грейдеры, погрузчики, ротор.
Ежедневный цикл работ начинается с совещания. Здесь распределяется вся техника, определяются маршруты и назначаются ответственные. Каждый подрядчик и каждая единица техники получают четкий адрес и задачу.

После распределения техники работники разъезжаются по домам до вечера. В 22:00 начинаются объезды рабочих площадок. Контроль осуществляют как замы главы администрации, так и лично мэр.
– Вот здесь на этом участке завтра утром должно быть ЛЕТО! – уверенно объявляет Юмадилов на одном из штабов, куда редакция «Оренбург Медиа» приехала за комментарием.
– Но ведь здесь наледь и сугробы по пояс, – пытаются возразить подрядчики.
– Не знаю ничего, это центр города. Здесь реально все засыпать солью. Вычистить до асфальта. Лето, повторяю, здесь должно быть уже ЗАВТРА! – парирует Юмадилов.
Подрядчики отвечают за уборку основных дорог и магистралей. Отдельная группа организаций работает на территориях ИЖС, очищая внутридомовые проезды и местные улицы.




Весь центр города – проблемный: узкие улицы, припаркованные машины, сложная логистика работ. Улица Поляничко – одна из самых сложных локаций для техники в городе, – отмечают в мэрии.
Каждый подрядчик выделяет так называемые «звенья» — оперативные группы, состоящие из одного погрузчика и трёх самосвалов. Эти группы закрепляются за конкретными улицами и критическими участками.
Такая многоуровневая система проверок позволяет убедиться в качестве и объёмах проделанной работы.
Почему ночь? Потому что днём улицы забиты припаркованными автомобилями. Ночью свободнее, и работать техникам проще. Особенно это касается центра города, где парковочные места — дефицит, – объясняет заместитель начальника УЖКХ Максим Лащ.

И всё равно недовольные будут!
Масштабы и задачи у армии коммунальщиков впечатляют. Так, один полный круг обхода Южного округа на машине со снежным отвалом занимает 6 часов. Это означает, что водитель половину смены просто сидит за рулём, концентрируясь на том, чтобы не задеть припаркованные машины, не ударить в бордюр, не потерять груз.
Такая работа требует огромных физических и психологических затрат: ответственность, концентрация внимания, тяжелая дорожная обстановка. И самое сложное: это непрерывный цикл. Мы не можем просто взять и заменить экипаж на другой. Даже стандартная шестичасовая смена выматывает, – объясняет механику Альберт Юмадилов.
Кроме того, количество техники, которое город может выделить, физически не способно очистить всю дорожную сеть одновременно. Это означает, что уборка идёт волнами, районами, и снег неизбежно будет лежать где-то всю зиму.
Деньги за снег
Самая интересная часть — то, как администрация контролирует, что подрядчики действительно вывезли столько снега, за сколько они просят оплату. Система здесь многоуровневая.
В снегохранилищах дежурят специалисты администрации Северного и Южного округов, которые фиксируют каждый куб завезённого снега. Они ведут реестр, в который вносятся номера прибывающих машин. На местах работ дежурные мастера отслеживают, какие самосвалы покидают площадку.




На снегохранилищах мастера принимают машины и тоже подписывают документы. Ключевой момент – если подписей мастера нет хотя бы в одном месте (отправка или прибытие), оплата не производится вообще.
Такая система, по словам администрации, привела подрядчиков к полной дисциплине. Они получают платежи только после полной документальной проверки.
Дорогие реагенты и снегоплавильные установки
После обильного снегопада вывезти оперативно снег с магистралей города нереально. Поэтому один из важных этапов работы — противогололедная обработка. Основные магистрали обильно «солят» — в противном случае город просто встанет в пробках из-за аварий сразу после снегопада. Дело в том, что асфальт даже после тщательной уборки остаётся скользким, а без соли инциденты на дорогах неизбежны.
Использование реагентов — это дорого. Галит (поваренная соль) стоит в три раза дешевле химических реагентов. При огромных объёмах это существенно для бюджета, – комментируют в мэрии.

На вопрос об использовании мобильных снегоплавильных установок (машины, которые топят снег прямо на месте), администрация отвечает скептически. По опыту городов, где они используются, это очень красивая идея на бумаге, но на практике они требуют огромного расхода топлива.
Расход — примерно 1–2 литра дизеля на один куб снега. Если вывезти куб снега на свалку стоит дешевле, чем его плавить, то зачем покупать дорогую машину? – отвечают в мэрии.
Но есть и альтернатива. Возможно, в ближайшие годы в Оренбурге появится стационарный снегоплавильный пункт. Есть определенные договоренности с одной из компаний города на то, что будет развернут действующий пункт с нормальной инфраструктурой и нужными мощностями.



