27 января 1944 года красноармейцы полностью сняли блокаду Ленинграда. В День снятия блокады «Оренбург Медиа» публикует воспоминания жителей Оренбургской области, переживших блокаду.
Тамара Петровна Старцева была эвакуирована в Курманаевский район Чкаловской области из блокадного Ленинграда вместе со своей семьей. Ее мама — уроженка Оренбуржья, отец — ленинградец. В начале войны семья проживала в самом центре Ленинграда,
около госпиталя, куда каждый день прибывали раненые.
Путь по Дороге жизни
Дом наш загорелся. На одну сторону разрывная бомба упала, близко к нашей квартире. Мне осколок стекла попал в правый глаз. А на другую сторону упала бомба зажигательная, дом загорелся. Все горело, благо, что мы были на первом этаже, мама нас вынесла. У меня до сих пор правый глаз не видит. На улице мы выкопали окоп, подушками затыкали входы, когда начиналась бомбежка. Рядом стояли зенитчики, вспоминали своих детей, брали нас на руки, делились кусочками хлеба, которого им не хватало самим, — вспоминала женщина в 2005 году.
Семью Тамары Петровны Старцевой эвакуировали по Дороге жизни — по льду Ладожского озера.
Помню, как на машине ехали, 80 километров по льду. Немцы бомбили, истощенные люди не могли выбраться из машин и уходили с ними под лед. Когда выехали на берег, водитель остановился и убедился, что все живы. Поехали на вокзал, брат был истощавший, не ходил, его на санях везли. А я ходила, мама вела нас. На вокзал пришли, там все было забито людьми. И мы на железной дороге на рельсах остановились и ждали, мама пошла паёк получать, пшенный суп давали. И вдруг она с этим супом идет и видит, что паровоз едет по той же ветке, где мы сидим, не видим ничего, не слышим, не в состоянии даже с рельсов сойти. Мама прибежала, откинула суп, в одну сторону меня швырнула, тетю с братом в другую сторону, и мимо пронесся паровоз и захватил наш мешок, вся одежда там была, и ни одной вещи не осталось целой. В Бузулуке нас встречали родственники, посадили за стол, дали хлеб, и я все крошечки себе в карман собирала. Все сидели и плакали, — рассказывала Тамара Петровна.
Думали лишь о том, как бы выжить
Оренбурженке Людмиле Николаевне Малиной было 11 лет, когда началась блокада города на Неве. Девочка жила с родителями, братом и сестрой в квартире небольшого трехэтажного дома на улице Тамбовской в Ленинграде.

– Сначала мы до конца не понимали, что это значит – война, но когда папу призвали на фронт, а маму послали рыть окопы, детство закончилось. Летом ночью было слышно, как по улице идут войска. Громкий топот их ног я никогда не забуду, – вспоминает Людмила Николаевна.
Самыми страшными испытаниями для маленькой Люды стали голод и холод. Главной ценностью в те годы была краюшка хлеба весом 125 граммов, которую она получала раз в день.
– Кроме этого хлеба мы больше не ели ничего, поэтому не знали в те годы, как это — наесться досыта. Самым вкусным, что я ела за время блокады, был жмых размером с ладошку, который принесла как-то раз домой мама. О смерти мыслей не было. Думали лишь о том, как бы выжить, – рассказывает Людмила Малина.
В военные годы Людмила Малина потеряла отца, маму и брата. Семья решила не эвакуироваться, чтобы быть поближе к отцу, который обезвреживал неразорвавшиеся снаряды. Он умер от истощения. Брат погиб на фронте, мама сгорела во время пожара, успев до гибели устроить дочерей на работу в военно-восстановительное управление автоотряда Метростроя. Это помогло девочкам выжить: у рабочих паек был больше.
Как снимали блокаду
18 января 1943 года после ожесточенных боев красноармейцы взяли Шлиссельбург. На южном берегу Ладожского озера возник коридор шириной в 8–11 км. Сухопутная связь с Большой землей была наконец-то установлена. Блокаду удалось прорвать, но город оставался в осаде.
До полного снятия блокады 27 января 1944 года оставалось еще больше года – долгих 374 дня. Готовясь к решающему наступлению, командующий войсками Ленинградского фронта генерал армии Леонид Говоров скрытно перебросил через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм 2-ю ударную армию генерал-лейтенанта Ивана Федюнинского. Также в Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции были задействованы войска Волховского фронта генерала армии Кирилла Мерецкова, войска 2-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанта Маркиана Попова, Краснознаменный Балтийский флот адмирала Василия Трибуца и партизаны.

14 января после начавшейся в 9 часов 35 минут продолжительной артиллерийской подготовки, в которой участвовала и артиллерия флота, вперед двинулись главные силы двух фронтов. Через пять дней боев войска 2-й ударной армии овладели Ропшей и встретились с передовыми частями наступавшей навстречу 42-й армией генерал-полковника Ивана Масленникова.
Противник дрогнул. 27 января блокада города на Неве, длившаяся 872 дня и ночи, была окончательно снята. Вечером этого долгожданного дня Ленинград салютовал 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
фото: Горсархив РФ, администрация Оренбурга, личный архив Людмилы Малиной



