Вступивший с четверг, 1 декабря, в силу закон о контроле за деятельностью граждан и организаций, находящихся под иностранным влиянием, касается только иноагентов и не распространяется на обычных россиян. Это же касается подзаконных актов, которые запрещают писать о спецоперации.
Ранее сообщалось, что приказ ФСБ №547 от 04.11.22 запрещает писать об СВО в принципе. Юристы прояснили, что речь в документе идет только «о лицах, которые находятся под иностранным влиянием». Рядовые россияне имеют право публично обсуждать спецоперацию, а СМИ — писать о событиях на Украине.
Как пояснял соавтор поправок, Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, до принятия данных поправок законодательство об иноагентах содержало разрозненные положения, а новый закон призван их систематизировать и сделать процедуру контроля за деятельностью лиц и организаций, находящихся под зарубежным влиянием, прозрачной.
Кто может быть признан иноагентом?
Иностранный агент, в соответствии с законом, — это лицо, получившее поддержку из‑за рубежа или находящееся под иностранным влиянием и занимающееся в России политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц.
Иноагентами могут быть признаны:
- российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;
- общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица;
- физическое лицо независимо от его гражданства.
Что такое иностранное влияние?
Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами».
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств или иного имущества, а также оказание организационно-методической, научно-технической или иной помощи. Четкие критерии того, что именно будет считаться иностранным влиянием, в том числе в иных формах, установит Министерство юстиции, отмечал Василий Пискарев.
Иностранными источниками могут быть как иностранные государства и организации — в том числе международные, структуры без образования юрлица, — так и граждане других стран, а также российские юрлица и граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку.
Кто не может быть признан иноагентом?
Законом также предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами. Среди них:
- органы публичной власти РФ, госкомпании и госкорпорации, а также подконтрольные им лица;
- религиозные организации;
- политические партии;
- объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.
Также иностранным агентом нельзя будет признавать членов международных организаций, приехавших в Россию для исполнения служебных обязанностей.
Какие ограничения есть для иноагентов?
На иностранных агентов возлагается обязанность сообщать о наличии такого статуса своим работникам и органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы. Также они обязаны маркировать производимые ими материалы.
Кроме того, иностранные агенты не смогут:
- осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую — в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
- принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности;
- осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и деятельность по обеспечению ее безопасности;
- участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.
Иноагенты не смогут работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избирательных комиссий, выступать организаторами публичных мероприятий. Также они не смогут инвестировать в стратегические предприятия в России, пользоваться системой упрощенного налогообложения, вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и политических партий.



