Сегодня исполняется девять дней со дня ухода из жизни Елены Черной — супруги, матери, предпринимателя. 31 октября у Елены Владимировны остановилось сердце, она не дожила до своего юбилея ровно два месяца – 1 января 2021 года ей бы исполнилось 50 лет.
Семья Черных ведет непубличный образ жизни. Тем не менее, сообща они построили успешный бизнес, обеспечив работой тысячи людей и пополняя государственную казну налогами. Благотворительность – еще одна сфера деятельности, о которой Черные практически не говорили публично, но помогали многим, строя, в том числе, школы, детские сады, спортивные центры, оказывая поддержку медицинским учреждениям, общественным объединениям, приютам для животных.
Елена, или как ее звали в семье Алена, всегда принимала участие в семейном деле, была опорой и поддержкой супруга Сергея Черного, владельца крупнейшей соледобывающей компании в России.
фото предоставлено компанией «Руссоль» и личным архивом семьи Черных
Елена Владимировна родом из Ташлинского района Оренбургской области. В Оренбурге, благодаря ей, был восстановлен и модернизирован памятник промышленной архитектуры – мельница купцов Зарывновых, ставшей одной из достопримечательностей города.
О семье
Занимаясь активной предпринимательской деятельностью, Елена Черная все же в большей степени принадлежала семье. Два взрослых сына сегодня уже сами строят свой бизнес, но именно мама вложила в них все силы, уделяя большое внимание спорту и образованию детей. Третий сын, как и отец, названный Сергеем, учится в 7 классе в одной из оренбургских гимназий, увлекается карате.
фото предоставлено компанией «Руссоль» и личным архивом семьи Черных
Елена редко путешествовала одна, много времени проводя с семьей. В семейном архиве практически не найти фотографий, где она не в кругу близких. Все, кто знал Елену Черную, отмечают, что она была открытым, легким, отзывчивым человеком.
О деле
Сотрудники отмечают, что везде, где появлялась Елена Черная, она старалась привнести красоту и порядок. Ее страстью был дизайн интерьеров, она любила праздники. Мало кто знает, но самые красивые новогодние елки на предприятиях и в компаниях Оренбурга появлялись благодаря ей. Праздничные украшения, подарки,сувениры, красивую посуду она находила по всему миру и привозила в родной город. Одним из больших бизнес-проектов, которым занималась Елена Черная в последнее время, был курорт «Соленые озера».
фото предоставлено компанией «Руссоль» и личным архивом семьи Черных
Она знала здесь каждый уголок, мечтала со временем сделать территорию знаменитых на всю страну озер визитной карточкой края. Увидев в Европе парки аттракционов, планировала уже в этом году привезти в Соль-Илецк лучшие образцы из Франции и Италии, установить, в том числе, новое колесо обозрения, как символ курорта. Но пандемия внесла свои коррективы, остановив все поставки из-за рубежа.
Своими идеями она щедро делилась с архитекторами и строителями круглогодичного туристическо-рекреационного центра, строительство которого ведется рядом с солеными озерами.
О памятнике истории
Памятью о Елене Черной, оставленной в камне, станет, пожалуй, памятник архитектуры на Цвиллинга, где сейчас располагается офисное здание ООО «Руссоль». Еще в 1988 году «Мельница И. А. Зарывнова» была признана объектом культурного наследия регионального значения. После решения о реставрации с 2011 по 2014 год Елена Владимировна приняла активное участие в сохранении памятника промышленной архитектуры. По ее приглашению этот объект буквально по кирпичику восстанавливали московские и петербургские реставраторы. Сохранение истории при преобразовании здания в современный лофт было делом ее жизни.
Здание еще конце XIX века построил купец первой гильдии, почетный гражданин города Оренбурга Иван Алексеевич Зарывнов — на бывшей Шоттовской улице был возведен мукомольный комплекс с высокой кирпичной трубой, который так и называли «Мельница Зарывнова».
фото предоставлено компанией «Руссоль» и личным архивом семьи Черных
Елена Черная вместе с архитекторами и строителями тщательно изучала исторические хроники и схемы. Ей удалось сохранить исторический облик и дать жизнь уникальному по зданию еще на долгие годы. Это была одна из крупнейших мельниц того времени, представлявшая собой достойный образец промышленного строительства. Она не просто стала одной из крупнейших в России, но и поражала красотой, величием. Полностью кирпичное, симметричное промышленное здание с выкладками выделялось элементами византизма и псевдоготики и редкой для Оренбурга полукруглой кровлей. Композиция фасадов симметрична. Южный и северный фасады четырехэтажного объема фланкированы ризалитами под стрельчатыми аттиками. С востока и запада расположены невысокие двухэтажные крылья. Фасады декорированы кирпичной выкладкой. Окна первого этажа оснащены историческими рольставнями. Елена Владимировна вспоминала, что и ставни и фонари искала по всей Европе, чтобы сохранить дух места. Благодаря ее усилиям, была восстановлена и деревянная филенчатая парадная дверь, которой более ста лет.
Над будущим офисом работало бюро Т+Т Architects в соавторстве c Mealhouse Concept Design. Реставраторы и архитекторы не просто сохранили детали от ритма окон до кладки арок, но и осовременили здание при помощи стеклянных пристроек. Сочетание блестящей полупрозрачной поверхности и кирпича оказалось выверенным и гармоничным. Работы над мельницей длились четыре года: новый офис сдали в 2014 году, но ещё до его принятия проект получил редкую для нашей страны международную архитектурную премию International Property Awards. Здание «Руссоль» на Цвиллинга сегодня относят к мировым трендам по адаптации старых зданий под современные функции. Оренбургский бизнес-центр соледобывающей компании, расположенный в отреставрированном здании паровой мельницы купца Ивана Зарывнова, поставлен экспертами в одном ряду с «отелем-консерваторией» на набережной Амстердама, музеем изобразительных искусств в Лиллихаммере в Норвегии, знаменитым арт-пространством «Депо» в Москве и Новой Голландией в Санкт-Петербурге.
В память о Елене Черной уже весной руководство «Руссоли» планирует открыть доступ к зданию для исторических экскурсий, чтобы о знаменитой мельнице купца Зарывнова, восстановленной благодаря ее трудам, узнали больше оренбуржцев и гостей степной столицы.