Главный редактор «Оренбург Медиа» Игорь Комиссарчик — о перспективах Оренбурга и причинах внезапной популярности исторического туризма.
Историк Елена Бурлуцкая пишет, что в «Оренбурге появился тренд на знание своей истории». Ироничный пост посвящен теме «новых урбанистов«, а я хочу сказать немного о другом.
Тренд действительно есть, и этот тренд звучит не только от горожан, но и от власти. Однако причина его появления достаточно грустна. Повышенный интерес к прошлому порождают, как правило, безысходное настоящее и туманное будущее. И это я об экономике.
Когда жизнь в городе кипит, когда все бурно развивается, у людей, равно как и у властей, меньше времени и поводов оглядываться назад. Тратить дни и месяцы на благоустройство городской среды в соответствии с традиционными укладами районов. Искать городские легенды для внутреннего туризма. И так далее.
В динамично развивающемся городе есть что-то помимо старых особняков и интересных исторических мест. Когда-то в Оренбурге строились «свечки» и национальная деревня, и это было что-то новое в жизни города.
Сегодня же главная тема — благоустройство. Но это не благоустройство для бизнеса и перспектив. Это благоустройство для внутреннего потребления. Есть еще дороги. Вот тут уже для бизнеса, но опять-таки, не для бизнеса здесь. Это — транзитная история. Хорошие дороги не заставят вас задержаться в Оренбурге. Задержаться в Оренбурге захочется, если тут есть перспективный бизнес, рабочие места.
Не хочется думать, что эти процессы необратимы. Хочется верить, напротив, в то, что перспектива у города есть. В области делаются шаги в сторону развития, но остановит ли это инерцию областного центра?
Увы, сегодня мы не говорим: «Посетите Оренбург — город будущего, с хайвеями, новым небоскребом, уникальными заводами и потрясающим парком-садом в центре». Мы говорим: «Посетите традиционный скрепоносный исторический центр, где в домах дореволюционной постройки до сих пор хрустит французская булка».
Знать историю полезно. Развивать исторический туризм нужно. Но кроме этого должно быть что-то еще.
Стагнация — это страшно.