Законодательное Собрание Оренбургской области после горячей дискуссии приняло поправки в бюджет региона. Дефицит увеличился в несколько раз, в первую очередь из-за падения доходов.
Что с бюджетом?
Доходы бюджета резко упали по сравнению с плановыми. Поступления по налоговым и неналоговым доходам снижаются на 13,92 млрд рублей до 105,91 млрд рублей. Причина — недополучение денег по налогу на прибыль, налогам на товары и налогу на имущество. Частичную компенсацию дает небольшой прирост по НДФЛ и налогу на профессиональный доход, а также поступления от пеней и операции по управлению остатками на едином казначейском счёте. Общий объём доходов после учёта безвозмездных поступлений в итоге составляет 148,52 млрд рублей. Это, в частности, на 8,81 млрд меньше того, что принимали в декабре 2024 года. Там доходы изначально прогнозировались на уровне 157,33 млрд рублей.
Расходы областного бюджета в 2025 году увеличиваются на 11,26 млрд рублей, до 181,83 млрд. Дефицит вырос до 33,31 млрд рублей — это около 22% доходов. Такого завершения финансового года в Оренбургской области не было давно.

Что делать?
Депутат от КПРФ Владимир Гудомаров напомнил, что более 80% доходов, в том числе от нефти и газа, область отдает в федерацию, а потом «с протянутой рукой просит субсидии».
Мы все с вами видим, как растут цены, что творится с ключевой ставкой ЦБ. Реальные доходы населения падают. Поправки вызывают вопросы с точки зрения финансовой устойчивости и приоритетов региональной политики. Мы не имеем права голосовать автоматом за документ, где снижаются собственные доходы и растет долговая нагрузка. Мы не видим четкого плана по увеличению доходов. Нет плана по выходу из долговой спирали. Если область не может обеспечить исполнение бюджета, то на основании чего растут расходы?
Гудомаров в итоге предложил еще раз публично обсудить бюджет — в том числе с экспертынм сообществом и муниципалитетами.
Лидер фракции ЛДПР Максим Щепинов поднял вопрос о сокращении дотаций муниципалитетам, региональный материнский капитал, ОЭЗ «Оренбуржье» и областной имущественный фонд, а также о займах — в том числе о 16,7 миллиардах на коммерческих основаниях.
У меня вопрос — а мы зачем в декабре принимали этот бюджет, прогнозировали цифры, рисовали дорожную карту? Фракция ЛДПР с такими поправками этот законопроект не поддержит.
Представитель «Справедливой России» Александр Колыбельников обратил внимание на то, как снижаются доходы бюджета, резюмировав свое выступление фразой о «правлении одной партии». За поправки выступили «Пенсионеры»: лидер фракции Григорий Иночкин заявил, что все изменения соответствуют реалиям.
Выступления депутатов вызвали реакцию спикера Сергея Грачева. Он обратил внимание на то, что все против, а где взять недостающие 30 миллиардов, никто так и не сказал.
Говорите, что патриоты, а рассуждаете, будто с Луны
Лидер фракции единороссов Александр Трубников напомнил депутатам, что налоговые сборы падают в первую очереь из-за санкций.
Ваша позиция несколько взвинчена. Вы спрашиваете — зачем мы в декабре обсуждали бюджет, зачем в январе собирались. Вы по своей должности, по своему положению наиболее информированы о ситуации с бюджетом. У нас что, СВО завершилось? Или вы не видите, что основной недобор по налогам связан с экономическими санкциями? Весь запад против нас борется! Сколько предприятий, где мы раньше добирали налоги, не могут исполнить свои обязательства по объективным причинам? Нет реализации, атаки на предприятия, остановки. Не надо взвинчивать, вы что? Вы патриоты или где? Вы говорите, что вы патриоты, а рассуждаете, будто с Луны прилетели сегодня, сели, и говорите: мы все знаем, все плохие. Задача правительства — своевременно провести коррекцию. Нужны коммерческие кредиты — надо брать, надо исполнять свои обязательства, чтобы жители не чувствовали это воздействие. Да, придется где-то затянуть пояса. Но вспомните 1941 год, коммунистическая партия вообще не платила зарплату! Работали за трудодни. Поэтому давайте прекратим истерику, не нужно балагана. Мы с вами в одной лодке, мы строим великую Россию! И это не лозунг, это задача сегодняшнего дня. Давайте без провокаций, нас же люди не поймут! — отметил депутат.
Ему ответил представитель КПРФ Нурлан Мунжасаров. Он напомнил, что в Великую Отечественную войну зарплаты все-таки были а у области есть статьи расходов, на которые можно «затянуть пояса».
Если вы говорите о том, что в ВОВ не платили зарплату — я спрошу, а как жили-то тогда? Как вы родились? С голоду, наверное, бы все умерли. Вы когда такие заявления делаете — изучите исторические моменты. Мы настаиваем на том, что пора, например, пора посмотреть на статью «Профессиональный спорт». Расходы — 1,8 миллиарда рублей в год. О патриотизме говорим? Американок оплачиваем в баскетболе. Наши воспитанницы должны играть! Там мы экономии не видим. Про затягивание поясов — ну давайте с себя начнем? Уменьшим количество платных депутатских мест, а то некоторые сюда кнопки понажимать приходят, не выступают. Автопарк сократим, командировки отменим — по Иранам кататься не будем.
На реплику Мунжасарова слово взял Денис Зеленцов — новый председатель бюджетного комитета. Причина падения доходов понятны, а то, что играют американки — хорошо, отметил депутат.
С начала года ситуация выглядела в одном формате, в конце года — в другом. Мы видим, что происходит с нефтегазом, с металлургами. Понятно, что мы за все хорошее, и за все нужно платить. Но бюджет сбалансирован грамотно и все соответствуем реалиям.
А то, что у нас играют американки — это неплохо. Видимо, наш регион привлекателен, раз к нам американцы едут. А с себя мы уже начали: председатель бюджетного комитета, теперь, например, работает бесплатно.
Поправки в бюджет в итоге приняли. Аналитики отмечают, что окончательные «цифры на табло» будут понятны в декабре.