Треноги и стационарные камеры видеонаблюдения, появившиеся несколько месяцев назад в большом количестве на оренбургских дорогах, возмутили автовладельцев. Разбираемся, насколько законно их присутствие в регионе и как они должны работать.
Откуда вообще взялись эти камеры?
Возмущений по поводу видеофиксации у оренбургских водителей – через край. Соцсети полны возмущений: ни в одном регионе нет такого количества камер, штрафуют автолюбителей ошибочно, ставят треноги неправильно, и вообще всё это – самоуправство «какой-то частной лавочки». Объявлена охота на операторов с переносными камерами, в мессенджерах водители обмениваются информацией о местах их установок, рассуждают о том, как лучше мешать процессу фиксации нарушений и почти уже организуют партизанские отряды. Кандидаты в депутаты во время предвыборной кампании тоже неплохо подогрели возмущения оренбуржцев, набрав себе очки в политической гонке. В общем, все при деле. Но насколько логична и обоснована такая бурная и эмоциональная реакция?
Начнём сначала. С чего вдруг на дорогах вообще появились эти камеры? Если немного углубиться в историю, окажется, что региональные власти запланировали эти мероприятия ещё несколько лет назад, когда прописывалась программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области». В ней определены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Повышать есть что: в прошлом году на территории Оренбургской области зарегистрированы 2094 ДТП, в которых 258 человек погибли и 2745 получили ранения различной степени тяжести.
Причин проблемы с безопасностью дорожного движения эксперты называют сразу несколько: это и нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и недостаточной оборудованностью улично-дорожной сети, которая не рассчитана на современные транспортные потоки; и снижение пассажировместимости общественного транспорта; и, что немаловажно, слабая дисциплина водителей. Программа должна уменьшить число жертв ДТП, снизить аварийность и травматизм, в том числе детский, повысить дисциплину водителей, внедрить современные технологии в процесс регулирования дорожного движения и увеличить раскрываемость преступлений, связанных с нарушением ПДД. Как раз для этого и развивается активно система автоматической фото-, видеофиксации нарушений ПДД.
В прошлом году, по сведениям Центра автоматической фиксации административных правонарушений УГИБДД УМВД области, в отношении собственников транспортных средств вынесены 372 098 постановлений по делам об административных правонарушениях на сумму около 206,5 миллиона рублей.
За прошлый год благодаря камерам видеофиксации выявлено 567899 нарушений правил дорожного движения. По каждому из них вынесено постановление на общую сумму 325 380 900 рублей. За 8 месяцев этого года на территории области зарегистрировано 1 083 ДТП (с пострадавшими), в которых 142 человека погибли и 1389 получили травмы. И целых 10 123 ДТП с материальным ущербом, сообщили в пресс-службе ГИБДД региона.
Сложно после таких цифр сомневаться в необходимости камер на оренбургских дорогах, не правда ли?
Кто отвечает за фиксацию нарушений?
Ещё один повод для возмущения водителей – рассуждения о том, что треноги вдоль оренбургских дорог расставляют частники, которые кладут себе в карман большие прибыли со штрафов. Отсюда выводы: целью установки камер является больший сбор с автовладельцев, а вовсе не снижение аварийности. Разберёмся, насколько обоснованы эти обвинения.
ГИБДД не занимается установкой камер, а лишь выписывает штрафы по информации, предоставленной владельцами комплексов видеофиксации. Несколько лет назад все комплексы видеофиксации в России были переданы на балансы регионов. Те, в свою очередь, заключали госконтракты с частными операторами, которые за свой счет устанавливали камеры и получали фиксированную сумму с каждого выписанного штрафа. Подобная практика используется в большинстве стран мира.
В упомянутой выше программе «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области» прописан целый список мероприятий по снижению аварийности на дорогах. За них отвечают министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта, и конкретно Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области.
— Переносные камеры-треноги выполняют свою прямую функцию, фиксируя нарушения ПДД. Наше ведомство приняло на баланс 35 подобных комплексов, МВД сейчас ими не занимается. Все они работают на дорогах Оренбурга. Да, нам пришлось заключить договора на их эксплуатацию со сторонними организациями, так как штат управления не может позволить себе трудоустройство людей, работающих с камерами, — отметил заместитель директора Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области Евгений Буглаков.
Евгений Викторович также уточнил, что работа комплексов значительно снижает статистику по ДТП. И мест концентраций тяжких аварий в разы стало меньше. Значит, работа идет только на пользу.
— Никто не ставит целью собрать с людей как можно больше денег. Просто передвигайтесь по правилам, не нарушайте, и никто никаких штрафов вам не пришлет, — добавил Евгений Буглаков.
Кроме комплексов, которые находятся в управлении непосредственно у ГУДХОО, в регионе действуют ещё 42 стационарных и 60 передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые по госконтракту установила и обслуживает компания «УГМК-Телеком». Девять новых комплексов фотовидеофиксации установлены на дорогах федерального значения. Из них два – на дороге «Оренбург – Илек – граница с Республикой Казахстан», по одному на трассах М-5 «Урал» (подъезд к Оренбургу) и «Уфа – Оренбург». Сразу пять комплексов появились на автомобильной дороге «Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан». Также комплексы работают на дорогах городов и посёлков. Как определяется необходимость установки треноги или стационарной камеры? Кто может стать оператором? Откуда берутся камеры и насколько они надёжны?
– При определении мест для расположения камер учитывалось состояние аварийности на конкретных участках, – рассказывает начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД УМВД России по Оренбургской области Владислав Плешков.
По каким правилам устанавливаются камеры?
Места расположения камер ежемесячно определяет Центр видеофиксации автонарушений областного ГИБДД. Действующий Национальный стандарт регламентирует установку камер автоматической фиксации на участках дорог, где произошло три и более ДТП с пострадавшими в течение года, на перекрестках дорог с аналогичной аварийностью, на участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, пересечениях с пешеходными и велосипедными дорожками, на выделенных полосах для маршрутных транспортных средств, обочинах и тротуарах, на которых фиксируются проезды автомобилей. Также камеры можно ставить в местах изменения скоростного режима, вблизи мест массового скопления людей либо там, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств.
По новым рекомендациям Министерства транспорта, владельцам дорог надлежит размещать в интернете информацию о расстановке камер. Муляжи тоже должны обозначаться на этих картах, причем как полноценно работающие устройства. А на дороге муляжи должны либо подавать радиосигнал, фиксируемый радар-детекторами, либо имитировать работу инфракрасной подсветки. Установка муляжей вместо камер допускается в местах, где число нарушений в течение полугода снизилось на 80 и более процентов. А для контроля наибольшего числа участков дорог действующие камеры рекомендуется перемещать раз в 3–6 месяцев.
Все места расположения камер прописаны на сайте ГИБДД области. Нигде, кроме как в прописанном месте, оператор встать просто не может. Место установки каждой мобильной камеры должно быть утверждено, причем прятать камеры или ставить их за перегибами дорог или в поворотах запрещается. При этом каждый устанавливаемый комплекс подлежит сертификации в соответствии с федеральными правилами, метрологической проверке и разрешении ГИБДД на установку в определённых местах. Обслуживание видеосистем должно выполняться специалистом в данной области, прошедшим специальную подготовку.
Мобильная камера может контролировать прямолинейный участок дороги длиной 50–60 метров. Существует регламент по максимально допустимому расстоянию от датчика камеры до проезжей части: до 5 м для контроля 3–4 полос дороги, до 9 м – для 2–3 полос, до 13 м – для 1–2 полос и до 17 м — для контроля одной полосы. При этом до края первой полосы должно быть не менее 3 метров, а угол поворота камеры к дороге настраивается по специальной линии ориентира, которая должна проходить параллельно кромке дороги. Все эти тонкости знают на зубок операторы «УГМК-Телеком», и соблюдают требования к установке. Иначе получишь штраф. Установишь треногу чуть дальше положенного, или не так ровно, как нужно – получишь замечание от ЦАФАП, который ежедневно контролирует правильность исполнения задания. Поэтому опасения оренбургских водителей в неправильности установки комплексов или предвзятости операторов не имеют под собой никаких практических оснований. Только эмоции.
Предупреждающие знаки – обязательны или нет?
Автовладельцы предъявляют ещё одну претензию – отсутствие предупреждающих о видеофиксации знаков.
С 2013 года в Правилах дорожного движения появился новый графический объект – информационная табличка 8.23 («Фотовидеофиксация»). Этот знак предупреждает водителей о том, что впереди установлено устройство, отслеживающее нарушения. Обязателен ли этот символ, или его может не быть? Законно ли постановление о штрафе, если перед камерой нет черно-белой таблички с изображением фотоаппарата?
В ПДД отсутствует прямое указание на то, что символ 8.23 является обязательным. Там говорится лишь о том, что он применяется с определенным перечнем знаков и со светофорами. Табличка указывает, что поблизости может вестись фиксация административных правонарушений. В документе нет ни слова о том, что без этого объекта показания камеры становятся недействительными.
В теории можно ожидать изменений в правилах обозначения камер. Не так давно закончились общественные слушания по поправкам в правила дорожного движения о введении вместо таблички нового дорожного знака, которым будут обозначаться камеры фотовидеофиксации нарушений. Но на практике по-прежнему отмечаются только стационарные установки (это требование в Оренбуржье, кстати, соблюдается).
Ну а пока о треногах оренбургские водители предупреждают друг друга в соцсетях и мессенджерах. При этом многие не скрывают, что интересуются местами расположения камер и по причине большого количества совершённых уже нарушений. Хочется сэкономить, а некоторым и не попасть в поле зрения правоохранителей, будучи лишённым права управлять автомобилем. Это вряд ли можно назвать проявлением культуры автовладельцев. С ней у нас, увы, пока большие проблемы. Поэтому эксперты советуют начать с себя, а уж за соблюдением требований к камерам всех видов, отвечающих за автофиксацию нарушений ПДД, они следят строго.