Оренбург Медиа — новости Оренбурга и области

Проблема старше, чем кажется: о плохом уходе за парками Оренбурга писали еще 130 лет назад

«Парки-то у нас есть, и сады очень хорошие, но за ними надлежащего надзора нет», — это не цитата из очередной колонки на Оренбург Медиа, а вырезка газеты «Оренбургский листок» 1889 года. Да, о том, как запущены парки Оренбурга писали еще 136 лет назад.

«Всем хорошо известно, какую пользу и как много удовольствия могут приносить сады, в особенности в таком пылью обильном городе, как наш Оренбург. Это теперь только поняла наша многодумная дума, и вот на Караван-Сарайской площади устраивается громадный городской сад; но когда он разрастется, когда примет надлежащий вид — это, надо думать, дело не скорого будущего, так как большинство из посаженных молодых деревьев уже повяли«, — писал журналист под псевдонимом Фланеръ. А писали как будто вчера — вот наша статья о погибших липах, которые массово высадили в реконструированном центре Оренбурга несколько лет назад.

Парки есть — ухода нет

Журналист из дореволюционного «Оренбургского листка» пишет о том, что хорошие сады в Оренбурге есть, но должного ухода и надзора за ними так и не появилось. Жалуется автор не только на уход за парками, но и за общественный правопорядок — более того, на нравы.

«Да не подумает иногородний читатель, что у нас здесь вовсе нет садов, а только ещё устраиваются, нет, сады-то у нас есть, и сады очень хорошие, как например, губернский Караван-Сарайский сад, но за ними надлежащего надзора нет. Для примера возьмем опять тот же Караван-Сарайский сад. Большой по величине, довольно часто и красиво насаженный разными лесными деревьями (в особенности сосной), с ровными прямыми аллеями, он представляет наиприятнейшее место для вечерних прогулок после пыльного жаркого дня. Здесь и прогуливаются. Утром и в полдень няньки с детьми; ранним вечером слободская «листократия» в цветных платочках с кавалерами в «спинжаках», надетых поверх синих или красных рубах, и, «только станет смеркаться немножко», безобразные и безвозвратно погибшие создания, а за ними военные писарьки и солдатики«…

Падение нравов прямо в центре города возмутило обозревателя «Оренбургского листка». Ругали тогда, впрочем, не только за разнузданное поведение, но и за собак, которых приводили в парки Оренбурга:

«Результатом последних посещений и является то безобразие, какое мы видим в углу на восточной стороне сада: туда заглянуть гадко. Тщетно вопиет прибитая к входным дверям дощечка, которая гласит: «просят травы не мять, деревьев не ломать и с собаками не входить». Публика траву мнет, ветви деревьев ломает и с собаками в сад входит».

Парки Оренбурга: мусор, собаки и вандалы

Посещали парки Оренбурга и шутники, которые портили таблички. Набережная же тогда, как и сегодня, была куда популярнее, чем сады.

«Какой-то шутник переделал даже вывеску, стерев некоторые буквы, в следующее: «просят траву мять, деревья ломать и с баками не входить»… Здешний бомонд, если можно так назвать нашу интеллигенцию, предпочитает гулять в садике на берегу р. Урала, хотя весь этот бульварик не стоит и одной аллеи Караван-Сарайского сада. Но главной приманкой публики здесь служит большой каменный вокзал, где почти ежедневно по вечерам играет казачий оркестр».

Густо засаженные деревьями скверы, в свою очередь, были слишком малы для серьезных гуляний, пишет Фланер.

«Что же касается до наших Александровских скверов, против думы и театра, то они, хотя и часто засажены деревьями, слишком малы. Сюда публика заходит только мимоходом отдохнуть, гуляний же здесь не бывает вовсе».

Ранее в Оренбурге не раз озвучивалась проблема того, что реконструированные парки и скверы не содержатся должным образом. Еще при губернаторе Денисе Паслере мэрии предлагали создавать отдельные управляющие компании для парков, но идею так и не воплотили в реальность.

По материалам областного госархива

Exit mobile version