Site icon Оренбург Медиа — новости Оренбурга и Оренбургской области

Операция «Снежок». 70 лет испытаниям ядерного оружия в Оренбуржье

тоцкий ядерный взрыв

70 лет назад в Тоцком районе Оренбургской области испытали ядерное оружие. Воздушный взрыв произошел 14 сентября 1954 года. Взрыв был частью масштабных войсковых учений.

Операция получила кодовое название «Снежок», а руководил испытаниями лично маршал Георгий Жуков. Долгое время Тоцкие учения были засекреченными, а каждый участник операции подписывал соглашение о неразглашении. Сегодня белых пятен в истории тоцкого взрыва намного меньше: о нем написаны статьи и книги. В день 70-летия со дня испытаний «Оренбург Медиа» реконструирует события тех дней.

Зачем нужен ядерный взрыв во время военных учений?

29 сентября 1953 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР, которое положило начало начало подготовке армии к действиям в особых условиях. Холодная война уже разгорелась. За океаном США провели несколько военных учений с применением атомного оружия.

Маршал Жуков на военных учениях, архив Минобороны РФ

Официально учения на Тоцком полигоне назывались «Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия». Советские военачальники хотели оценить, как взрыв на пересеченной местности влияет на поражающие факторы. Оренбургскую степь выбрали местом учений из-за сходства с западноевропейским ландшафтом.

Военный полигон в Тоцком — место с историей: военный гарнизон здесь был еще со времен Российской Империи. В тоцких лагерях размещали и военнопленных. Во время Первой мировой войны здесь содержался известный чешский писатель Ярослав Гашек. Во время Великой Отечественной в Тоцком из поляков, которые находились на территории СССР, формировалась Армия Андерса.

Для испытаний была подготовлена плутониевая бомба РДС-2. Ее назвали «Татьянка». Мощность бомбы составила более 40 килотонн в тротиловом эквиваленте. Аналогичную бомбу, мощность которой была в несколько раз меньше, американцы 8 годами ранее сбросили на японский город Нагасаки, принудив императора к капитуляции.

Бомба РДС-2, Центральный музей ВС РФ

Основной компонент такой бомбы — не уран, а плутоний. Критическая масса в такой бомбе достигается после имплозивного взрыва, направленного вовнутрь: именно он провоцирует цепную реакцию. Это были не первые испытания РДС-2. Тремя годами ранее ее уже взрывали на Семипалатинском полигоне. Тогда мощность взрыва составила порядка 38 килотонн.

Подготовка к учениям

К учениям в Тоцком районе привлекли около 45 тысяч человек личного состава. Сюда привезли 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 500 орудий и минометов. На учениях задействовали 600 БТР, 320 самолетов, 6 тысяч тягачей и автомобилей.

Командование формировало для участия в учениях сводные войсковые части и соединения, представляющие все рода войск из различных районов страны. В течении лета 1954 года на полигоне, в степи, начали готовить оборонительные позиции. Это более десятка тысяч километров окопов, траншей и противотанковых рвов, построили сотни дотов, дзотов.

Одной из задач учений было изучение влияния радиации и ударной волны на укрепления и технику. Блиндажи накрывали бревнами в несколько накатов, тщательно обмазывая выступающие деревянные части желтой глиной. Она должна была защитить от излучения. На полигоне были расставлены самолеты, танки, орудия, машины.

Как отмечается в материалах Центрального музея Вооруженных сил, в траншеях разместили 2 тысячи манекенов солдат с оружием и снаряжением. Для испытаний на полигон также привезли 40 лошадей, 40 бычков, несколько десятков голов крупного рогатого скота, 400 овец. Их размещали как в траншеях и укрытиях, так на открытой местности. Некоторых животных сажали прямо в технику.

Репетиция ядерного взрыва

Войска на полигоне обучали по спецпрограммам, тренировочный этап занял 45 суток. Лето в Оренбуржье в эти дни выдалось невероятно жарким: столбик термометра регулярно поднимался выше отметки в 40 градусов по Цельсию. Военные занимались как боевым слаживанием, так и индивидуальной подготовкой специалистов разных родов войск для работы в условиях ядерного взрыва.

Войска химзащиты, Минобороны РФ

Весь подготовительный период войска проводили тактические учения. Участники испытаний проводили длительные марш-броски в противогазах: такой же марш-бросок по пересеченной местности предстоял спустя несколько часов после взрыва.

Практически ежедневно за месяц до испытаний бомбы Ту-4 сбрасывал в предполагаемый эпицентр макет бомбы. Технику ставили вокруг эпицентра, там же размещали животных. Войскам на момент взрыва было предписано находиться в 5-7,5 километрах. Их размещали в укрытиях: это должно было защитить военных от ударной волны. Трибуну для наблюдений установили в 15 километрах. ее также оснастили приборами для наблюдения.

В итоге на месте предполагаемого взрыва ввели запретную зону радиусом 8 километров. За пять суток до начала учений все войска из этой зоны вывели. Началась эвакуация населения из ближайших населенных пунктов.

Накануне учений офицерам показали секретный фильм. Он рассказывал о действии ядерного оружия. Для этого в районе полигона построили специальный кинопавильон, в который пропускали по особому списку и удостоверению личности. Фильм транслировали в присутствии командира полка и представителя КГБ.

Как всегда в учениях были наступающая и обороняющаяся сторона. Задача первых звучала как «Прорыв стрелковых корпусов подготовительной тактической обороны противника с применением атомного оружия», а вторых — «Организация и ведение обороны в условиях применения атомного оружия». Наступающие в два этапа должны были прорвать две полосы обороны.

Места на трибуне и в наблюдательных пунктах заняли почти все все маршалы Советского Союза, министры, академики Курчатов и Харитон. Там же разместились делегации армий союзных СССР государств, в том числе маршал Польши Константин Рокоссовский, министр обороны Китая Пын Де- Хуэй, министр обороны Албании Энвер Ходжа, военные и политические деятели из стран советского блока: генералы Мариан Спыхальский, Людвиг Свобода. За сутки до учений в Тоцкое прибыл Хрущев.

Взрыв

Самолет ТУ-4, Минобороны РФ

До самого последнего момента никто из экипажей не знал, кто пойдет основным, а кто будет дублером. В день вылета на учение оба экипажа готовились в полном объеме, с подвешиванием атомной бомбы на каждый самолет. Одновременно запустили двигатели и доложили о готовности выполнить задание и ждали команду, кому выруливать для взлета. Команду получил экипаж В. Кутырчева, где бомбардиром был капитан Л. Кокорин, второй летчик — А. Роменский, штурман — В. Бабец. Самолет сопровождали два истребителя МиГ-17 и бомбардировщик ИЛ-28, говорится в материалах архива Минобороны.

В 9 часов 34 минуты 14 сентября самолет-носитель Ту-4 с высоты 8000 метров сбросил атомную бомбу, взрыв которой последовал через 48 секунд на высоте 350 метров от поверхности земли с отклонением от цели на 280 метров в северо-западном направлении.

В момент взрыва на Тоцком полигоне атомной бомбы 14 сентября 1954 года мощное световое излучение превратило в пыль все, что находилось на поверхности земли в эпицентре. Нагретый – до 800 градусов по Кельвину (около 525 градусов по Цельсию) – запыленный слой вихрем от ударной волны был был поднят в воздух и превратился в пылевой столб, который соединился с облаком взрыва.

Взрыв на Тоцком полигоне, архив Минобороны РФ

Только через несколько секунд после взрыва образовался атомный гриб. Историки свидетельствуют, что максимальная высота этого гриба составила 12 километров, ширина – шесть. Через 15–20 минут после ядерного взрыва ножка гриба отделилась от шляпки. Оседая на землю, остатки облака и пылевого столба перемещались на восток.

«Взрыв атомной бомбы сопровождался ослепительной вспышкой, на десятки километров озарившей местность ярко-белым светом. Вслед за вспышкой в месте взрыва наблюдалась быстро увеличивающаяся в размерах раскаленная светящаяся область, имевшая форму шара. Через 5 минут началась артиллерийская подготовка, и затем удары бомбардировочной авиацией», — говорится в материалах Мемориального музея-кабинета Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

Уровень радиации через час после взрыва составлял 50 Р/ч, в зоне радиусом до 300 м — 25 Р/ч, в зоне радиусом 500 м — 0,5 Р/ч и в зоне радиусом 850 м — 0,1 Р/ч. Военные минимизировали риски облучения: зону максимального заражения территории обозначили «флажками», и туда пехота не заходила. Всего в районе реального ядерного взрыва было задействовано около 3 тысяч человек, то есть не более 10% от всего привлекавшего к учению личного состава войск. Учения завершились в 16:00, через территорию поражения проехали танки и БТР, прошла пехота в противогазах и плащ-палатках, пролетели самолеты. По материалам Минобороны, наименьшее излучение было зафиксировано в воздухе.

Последствия взрыва на Тоцком полигоне, архив Минобороны РФ

Последствия

По словам очевидцев, панорама местности в эпицентре стала неузнаваемой. Вместо зеленого ландшафта и леса на расстоянии до 1200 м были коричнево- черные холмы, без трав, вдали виднелись остатки стволов деревьев.

Земля на расстоянии 600 метров от эпицентра вспучилась, оборонительные сооружения разрушены, грунт на них оплавился, просел и провалился. Танки оплавило и перевернуло, некоторые — засыпало землей. Все животные ближе 2 километров от эпицентра погибли. В двух километрах от места взрыва стояли выжили лошади. Животных сильно обожгло и покалечило. У многих вытекли глаза.

Последствия взрыва на Тоцком полигоне, архив Минобороны РФ

Около эпицентра взрыва оплавилась земля. Почва покрылась стекловидной коркой. Все окопы и траншеи были разрушены. В материалах минобороны говорилось, что во время учений никто из военных не погиб. Однако облучение по многочисленным материалам, книгам и свидетельствам очевидцев получили многие.

В начале 1990-х годов был опубликован коллективный труд учёных «Экологогенетический анализ отдаленных последствий Тоцкого ядерного взрыва». Данные, приведённые в нём, подтвердили, что радиационному воздействию в разной степени подверглись жители семи районов Оренбуржья. В регионе программа помощи и поддержки пострадавших от радиации появилась спустя почти полвека — в 90-х, однако полностью воплотить ее в жизнь тогда власти не смогли.

Зарисовка журналиста Вячеслава Моисеева

В те же годы исследования показали наличие остатков радиоактивных элементов и элементов полураспада в грунте окрестных районов. В книге «Репетиция Апокалипсиса» оренбургского журналиста Вячеслава Моисеева приводятся свидетельства очевидцев и статистика прироста по онкозаболеваниям и врожденных аномалиях в Тоцком, Сорочинском, Бузулукском, Красногвардейском районах.

Вспоминая об этих событиях руководитель Тоцких войсковых учений – Маршал Советского Союза Георгий Жуков писал: «Когда я увидел атомный взрыв и осмотрел местность и технику после взрыва, то пришел к убеждению, что войну с применением атомного оружия ни при каких обстоятельствах вести не следует… Но мне было ясно и другое: навязанная нам гонка вооружения требовала от нас принять все меры к тому, чтобы срочно ликвидировать отставание наших Вооружённых Сил в оснащении ядерным оружием. В условиях постоянного шантажа наша страна не могла чувствовать себя в безопасности».

Взрыв на тоцком полигоне — кадры из «Фильма №205», В.Моисеев, «Репетиция Апокалипсиса»

Память

Сегодня в Оренбургской области ежегодно вспоминают подвиг участников ядерных испытаний на Тоцком полигоне. В этом году на акцию памяти приехала 94-летняя оренбурженка Анна Казакова. В сентябре 1954 года она была военной медсестрой и в день ядерных испытаний оказалась на Тоцком полигоне. О проведении учений с применением атомного оружия она не знала.

— Помню, как вдруг почувствовала мощный взрыв. По земле прошла сильная дрожь. Мы надели противогазы и увидели вдалеке огромное грибообразное облако, которое двигалось в сторону Сорочинска. После учений я вернулась в Оренбург и через какое-то время у меня начались проблемы со здоровьем. Только спустя много лет стало понятно, что все болезни — это последствия атомного взрыва, — рассказала Анна Казакова.

В Оренбурге проживают 26 ветеранов подразделения особого риска, которые принимали участие в учениях на Тоцком и Семипалатинском полигонах.

В статье использованы материалы и иллюстрации сайтов Минобороны РФ и Музея вооруженных сил РФ, Мемориального музея-кабинета Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (научный работник К.М. Заланский), книги «Репетиция Апокалипсиса» (автор — Вячеслав Моисеев) и его статей, книги «Ради Отечества: Тоцкий атомный взрыв» (П.Мазин, А.Лапаев, М.Лапаева).

Exit mobile version