В январе 2024 года Оренбург по-настоящему ощутил приближение выборов Президента: в область поехали кандидаты. Первым стал лидер ЛДПР Леонид Слуцкий.
21 января он вместе с десантом из депутатов и сенаторов от ЛДПР посетил Черный Отрог. В Музее Черномырдина прошла встреча с партийным активом и губернатором Денисом Паслером. Поездка в Саракташский район затянулась: запланированную на вечер встречу с предпринимателями в «Хилтоне» пришлось переносить на утро.
О чем говорил Слуцкий?
— Большая программа, много встреч и переговоров — график «поплыл». Мы объехали 10 регионов, планируем — еще порядка 30. Это не первый мой визит в Оренбург и наверняка не последний. Наша задача — сверить часы и обсудить насущные проблемы, — обратился к участникам встречи в «Хилтоне» Слуцкий.
Конференц-зал отеля заполнили предприниматели. Доля бизнесвумен явно доминировала, на что обратили внимание и сам Слуцкий, и сенатор от Оренбургской области Елена Афанасьева. Кандидат в Президенты заявил, что приехал в первую очередь слушать, но начал все-таки с выступления:
— У ЛДПР 41 законодательное предложение в весеннюю сессию превратилось в федеральные законы, в осеннюю сессию — 19 законов. Мы достаточно эффективно работаем, правительство нас слышит. Мы как партия выросли на 8 000 человек, даже оставшись без Владимира Вольфовича. В тренде роста сейчас — только ЛДПР и «Единая Россия». Но с ними понятно — партия парламентского большинства, партия Президента. А мы достигаем своих успехов сами, через доверие людей. У нас нет болтовни, отписок. Мы последовательно двигаемся вперед. Но я хочу услышать от вас задачи, которые мы должны решить рад ваших же бизнес-интересов.
Слуцкий посетовал на неравенство между регионами и предложил несколько инициатив:
— Зарплата учителя, например, везде разная: 18 тысяч в Ульяновске, 44 тысячи в Новосибирске, 103 в Москве. В столице минимальная пенсия — 24 тысячи, отъезжаешь на 100 километров — уже 12. Другой мир! Нужно уравнивать условия жизни, условия бизнеса между регионами, — отметил он. Мы за то, чтобы вернуть обязательное распределение выпускников медучреждений. В стране не хватает 25 тысяч врачей и 50 тысяч сотрудников среднего персонала. То же самое — с педагогами. Нужно целевое финансирование, нужно жилье. Мы твердим, что молодежь нужно оставлять в селе… А с чего они будут оставаться в селе, когда все вузы, где учат по «Болонской системе» находятся в мегаполисах? Выйти из этой системы сложно, — признал политик.
Вопрос жилья, добавил он, нужно решать снижением ипотечных ставок — тех самых, которые росли в 2022 году.
— В этом году будем понижать ипотечную ставку для села. Это, и ничто другое, поможет сделать так, чтобы в селе не оставались одни старики. Но на старшем поколении в селе все держится — отметим это, — подчеркнул Слуцкий.
«Равнять» регионы между собой и со столицей лидер ЛДПР предложил налоговым маневром: распределение между федеральным центром и субъектами должно быть другим.
— Мы считаем, что все налоги должны оставаться в регионах. Забирать деньги в федеральный центр — не совсем правильная политика даже в условиях СВО. Еще одна проблема — долги регионов. Мы списываем огромные долги иностранным государствам, а у некоторых регионов долги составляют до 50% бюджета. Это нужно пересмотреть. Это рудимент, атавизм, архаизм, — погрузил аудиторию в филологический шок Леонид Слуцкий, плавно перейдя к проблемам Оренбурга.
Начал политик высокотехнологичного оборудования и «мега-проектов».
— Что нужно Оренбургу? В Оренбурге изготавливают много высокотехнологичного оборудования. Это в данном случае не абстрактные синхрофазатроны, а, например, радиаторы. На них, как и на многие другие товары, есть вывозные таможенные пошлины, мы предложим их обнулить или снизить. Также необходимо стимулирование государством высокотехнологичных отраслей.
Слуцкий также отметил необходимость поддержки птицеводства (не раз потом вернувшись к наболевшей проблеме яиц) и обратил внимание на ситуацию с ценами на стройматериалы. Отдельно упомянул и необходимость поддержать производство отечественных стройматериалов.
— Вчера бегло обсуждали ситуацию с губернатором, у него есть в этом вопросе большой опыт. Нам нужны мега-проекты в этой отрасли. И это не попытка умничать, это реальные потребности страны и наши разговоры с региональным средним и крупным бизнесом. И мы готовы это включить в нашу программу!
Отдельный блок кандидат в Президенты посвятил малому бизнесу.
— Будем всячески поддерживать малый бизнес. Постоянно меняются какие-то бухгалтерские правила, по учету, планам счетов, планам отчетности… Мы так малый бизнес не поддержим, так мы его уничтожим! — пугающе резюмировал он.
Малый бизнес печально кивнул. А Слуцкий перешел к менее травмирующей оренбургского предпринимателя теме:
— Здесь столько очаровательных бизнес-леди! Мне очень важно послушать вас и уйти отсюда с четким пониманием проблем. А вообще — можете писать и звонить. Мы с трудом, но выстроили механику взаимодействия, ответ приходит не позднее, чем спустя 48 часов.
О чем просили бизнесмены? А бизнесвумен?
В центре повестки внезапно встала тема социального предпринимательства. Видимо, именно поэтому бизнес-леди в зале было больше. Первой слово взяла представитель туриндустрии Лидия Гетман. Она отметила, что именно на ее автобусах делегация накануне ездила в Черный Отрог.
— Несколько лет назад я стала социальным предпринимателем, чему очень рада. Хочу вам рассказать о нас — социальных предпринимателях, ряды которых растут. Мы помогаем людям с инвалидностью, малообеспеченным оренбуржцам, участникам СВО. Мы очень упертые — вчера вас не дождались, но сегодня все-таки встретились. Во многих регионах мы видим снижение ставки налогового бремени для социальных предпринимателей. А у нас этого нет. Хотим писать открытое письмо — нас уже больше ста!
— Может быть не надо открытым? Сделайте закрытое, дайте мне копию, мы с Игнатом Евгеньевичем и Денисом Владимировичем обсудим (вице-губернатором Петуховым и губернатором Паслером — прим. ОМ), — отметил Слуцкий.
— Мы сможем еще больше помогать людям, которые нас ждут, — отметила она.
Гетман также рассказала о своем туристическом бизнесе, сделав акцент на автобусах.
— У нас собственные автобусы, один из них в рамках социального проекта переделали в спецтранспорт для инвалидов. Уменьшили количество пассажиров, но тем самым помогли людям с ограничениями по передвижению.
— Хочется сказать, что дарю вам два автобуса. Но это будет подкуп избирателей! Я тут в стесненных условиях, — печально развел руками Слуцкий.
— Нет, это будет просто подарок! — воодушевились предприниматели.
Развивать опасную тему подарков в предвыборную кампанию, однако не стали.
— Здесь все-таки бизнесмены собрались, так что говорим про деньги. Обязательно поговорим с губернатором по налогам. Так что, уверен, наше знакомство будет с продолжением, — обратился Слуцкий к Гетман.
Еще один вопрос кандидату задала Оксана Барсукова — руководитель центра творчества «GREAT ART». Рассказав о творческой работе, она обратила внимание на потребности как индустрии, так и своего центра: отрасли, по ее словам, нужен единый портал с практиками и возможностью диалога, а центру — 300 тысяч рублей на полноценную реализацию еще одной социально значимой постановки о детях-инвалидах. Тему с порталом Слуцкий поддержал, но куда больше заострил внимание на финансовом вопросе:
— Я думаю, многие из сидящих здесь мужчин могут за раз в магазине оставить такую сумму. Могли бы женщине и помочь, — шутя упрекнул малочисленную мужскую часть аудитории кандидат.
— Но я вообще не знаю, куда с этим вопросом и идти. Куда идти с реализацией больших массовых проектов, — заключила Барсукова.
-А вы оглянитесь, — отметил Слуцкий.
Позади Барсуковой сидела сенатор от Оренбургской области Елена Афанасьева.
Следующей слово взяла Екатерина Калегина — депутат Заксобрания, президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Оренбургской области. «Временно беспартийная», — представилась Калегина, подчеркнув, что пока остается членом фракции «Справедливая Россия».
— Какая «Справедливая Россия», ребята, — рассмеялся Слуцкий (кажется, намек политика на необходимость перехода из красно-оранжевых в сине-желтые партийные цвета был очевиден).
Вопрос Калегиной, тем не менее, был серьезным — поддержка текстильной промышленности.
— Для развития нужно продвигать швейную подотрасль, она наиболее маржинальная по сравнению с другими.
— Маржинальная — не маргинальная, — уточнил Слуцкий.
— Совершенно верно, — отметила Калегина, добавив, что сумма для поддержки легкой промышленности на должном уровне необходима большая — 900 миллионов рублей.
-Это немного больше, чем 300 тысяч, — отметил Слуцкий, согласившись с Калегиной в необходимости поддержать отрасль, — у нас вообще после распада СССР многие индустрии получили разноскоростное развитие. Нужны презентация, расчеты, итоговые цифры по кластеру. Оренбург — вообще прекрасная территория для производства, креативного бизнеса. Нужна только ресурсная поддержка, — сказал он.
После этого Леонид Слуцкий передал микрофон главе областного союза промышленников и предпринимателей Вячеславу Лагуновскому.
— Вы, наверное, пожалеете, что дали мне слово, — сказал он, но прежде чем перейти к проблемам, рассыпался в благодарностях. Тема выступления, впрочем, была серьезной: человеческий ресурс и развитие отраслей.
Разговор, впрочем, ушел от большой промышленности к селу: проблема яиц по-прежнему актуальна, а высокие цены никуда не делись.
— В 2010 году мы производили порядка 1,2 миллиарда яиц в год, из них 700 миллионов — на фабриках, остальное — село. Сегодня село почти не производит, а вся область — 750 миллионов. Сложно представить, чтобы жители села в нынешних условиях покупали птицу и производили яйца. Нужна федеральная программа поддержки птицеводства.
Леонид Слуцкий снова вернулся к тому, что проблему с птицеводством и ценами нужно решать системно:
— Мы за последние три года посадили отрасль — не буду говорить куда, но это ай-яй-яй. Нужно поднимать этот сектор и микрофинансированием тут не обойдешься. Это очень чувствительная отрасль сельского хозяйства, и если мы ее окончательно просадим, то будем как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. У нас просадка только по инкубационному яйцу — 40%! Закупаем их в Венгрии и Словакии.
Проблемы есть. Необоснованно отпустили цена на корма, растут цены на вакцины и ветпрепараты. Подорожала на 20% электроэнергия, в том числе и в Оренбурге. Подорожала логистика, подорожала тара — и так далее. Разумеется, растет и фонд заработной платы. В последний кредит на птицеводство в России выдали в 2022 году. Льготных кредитов на отрасль нет, а обычные не берут: ключевая ставка растет.
Высказаться кандидату в президенты о наболевшем за полуторачасовую встречу успели бухгалтера, риэлторы и даже представители инфобизнеса.
— Все получится. Надо просто работать, взаимодействовать, говорить о конретных вещах. Все получится, особенно с такими людьми. Приятно, когда женщины так одержимы. Рад знакомству. Приглашаю вас на наши думские площадки, и не только на думские! Я рад знакомству, и надеюсь, что эта история — с продолжением, — заключил Слуцкий, переходя к традиционному награждению бизнесменов и партийных активистов. Впереди у политика был визит на завод «Радиатор» и лекция для студентов оренбургского института МГЮА.
В январе Оренбургскую область посетит еще один кандидат в Президенты — коммунист Николай Харитонов. Его визит должен состояться на этой неделе.
Фото: пресс-служба ЛДПР