Мастер спорта, оренбургский боксер Хикмет Гараев рассказал о выступлениях в любительском и профессиональном боксе, фильме, который нужно посмотреть, своем отношении к хейту, трэш-току и поп-MMA, а также вспомнил, как опоздал на самолет из-за… турецкого сериала.
– Расскажи, почему в этом году ты не выступил на «Кубке Победы»?
– Я должен был выступить в четвертьфинале «Кубка Победы», но буквально за неделю до выезда в Пермь травмировал руки.
– Как это произошло?
– Мы приехали из Хабаровска (Хикмет Гараев стал бронзовым призером международных соревнований, посвященных памяти Героя Советского Союза Константина Короткова, прим.), где во время одного из боев, уже в первом раунде, я попал сопернику по лбу, из-за чего у меня заболела кисть. Бой прошел – забыл об этом. Подумал, что это незначительная травма, которая не даст о себе знать и ни на что не повлияет.
Я вернулся в Оренбург. Меня выбрали в состав на «Кубок Победы», началась подготовка к первому этапу. Работали в парах, 10 раундов, отрабатывал акцентирующие удары. Получилось, что в пятом раунде я сильно попал – правая рука дала о себе знать. Начал работать в другой стойке – еще один акцент – дала о себе знать и вторая рука. Видимо, сработал какой-то накопительный эффект. Конечно, меня это очень расстроило.
– Из-за травмы твой тренировочный процесс как-то изменился?
– Больные руки не отменяют тренировочный процесс. Я могу работать со штангой, над «физикой». Постоянно в работе, чтобы организм был в тонусе. Конечно, организму нужен отдых, но и отдых бывает разным. Штанги, мячи, кувалды – все это присутствует в моем тренировочном процессе.
В прошлом году я провел 17 боев за шесть месяцев, из которых пять – профессиональных, в том числе два боя в составе «Камы».
– Как тебе формат «Кубка Победы»?
– Пропаганда бокса у нас идет активно, особенно по сравнению с некоторыми другими регионами.
В прошлом году я участвовал в командном Кубке России, который проходил в Серпухове в одни даты с финалом «Кубка Победы». Полупрофессиональный формат турнира, зрители на трибунах, прямая трансляция, Rauf & Faik, Сергей Бурунов в качестве ведущего… Невероятная атмосфера!
Благодаря этому меняется и отношение к спортсменам. В жизни иногда недостаточно ценят тех, кто занимается профессиональным спортом, а с такой пропагандой бокса у людей появляется понимание, что делают спортсмены, которые представляют свой регион. Понимание, что это уже не уровень городских соревнований.
– Давай поговорим про профессиональный бокс, в котором ты выступаешь параллельно с любительским. По данным BoxRec, у тебя два боя на профессиональном ринге: победа и поражение…
– Самое интересное, что у меня два боя в рейтинге, но по факту я провел уже шесть профессиональных боев, в том числе два боя по шесть раундов.
Перед первым боем произошла такая история: подгонял вес, оставалось согнать около килограмма, и за неделю до боя мне говорят, что соперник отказывается, другой выйдет на замену, но он не сможет сделать мой вес (66.7 кг, прим.). Спросили, согласен ли выступить в весе до 68 кг. «Без проблем, давайте», – ответил я.
…Не считаю этот бой своим поражением, как бы то ни было. И тренер Дмитрий Сергеевич Скопинцев, сидевший у меня в углу, после того, как бой закончился, сказал: «Все отлично, работа сделана, победа». В итоге победу отдали сопернику. Короче, хотелось бы вычеркнуть этот бой из своей карьеры.
А второй профессиональный бой был с монголом, оба сделали вес. Баярхуу Ганбаатар – хороший соперник, двукратный участник чемпионатов мира. Тут я уже разобрался.
…Что тут разобрался, что там разобрался. Там просто судьи что-то не так увидели. (Улыбается.)
– Сейчас после многих боев судейство обсуждают едва ли не больше самого бокса.
– Бывает, что друзья и знакомые подходят, говорят: «Как так? Ты же выиграл бой?» Начинают комментарии писать… Конечно, все это не очень хорошо, когда судейство выходит на первый план, но думаю, что, наверное, судьи все-таки на что-то опираются, когда принимают такие решения. И, как принято говорить: «Значит, надо выигрывать явно». Но знаешь…
Приезжаешь, допустим, на чемпионат России. И человек, который с тобой бьется, точно так же круглосуточно пашет в зале, ты выполняешь работу – он выполняет работу, особенно когда перед этим вы вместе работаете на сборах. Все такие же спартанцы, как и ты. И когда некоторые говорят, что «надо просто нокаутировать»… Это совсем не просто. А явно выиграть, скажем, в полуфинале или финале – большая редкость.
И, в конце концов, бои действительно бывают достаточно спорные. Поэтому, как говорится, судьям виднее. Это их работа, моя работа – боксировать.
– Как реагируешь на хейт в свой адрес в социальных сетях?
– На сегодняшний день, слава богу, не было такого, чтобы мне писали: «Ты не выиграл этот бой, ты проиграл!» Такого вообще ни разу не было, а вот обратное было. Но Дмитрий Сергеевич держит меня в форме, не дает расслабиться, всегда говорит, что нужно было доработать.
Хотя помню ситуацию: мне 19 или 20 лет, выступаем в Сочи, а у меня температура 39.5°С, спать не могу. Один бой провел, нужно выходить на второй… Мне плохо, попросил сделать замену. И тут мне звонят, говорят: «Тебя ждут на весах». Видимо, понимают, что я все-таки могу выйти. И я вышел на бой с Гором Хачатряном, пропустил в первом раунде, но перетерпел, смог прибавить.
Показали классный и зрелищный бокс. Был рад, что такое произошло в моей жизни. Человек должен учиться преодолевать трудности. Так вот, лежу в номере, на следующий день пишут мои первые хейтеры: «Он лучше тебя!» (Смеется.) И мне так это запомнилось. «Вау! Прикольно! Это какой-то новый уровень, когда тебе пишут подписчики соперника», – подумал, когда это прочитал.
– Как относишься к трэш-току, без которого сейчас практически не обходится ни одно событие в мире единоборств?
– Трэш-ток, считаю, должен быть в пределах разумного. Я могу подшутить, могу тебя как-то задеть, но не задевая твою личность. Бокс – это вообще джентльменский вид спорта.
Возьмем Top Rank Boxing (промоутерская компания, занимающаяся организацией и проведением профессиональных боксерских поединков, прим.): как одеваются спортсмены, как общаются.
Ведь говорят же: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Так и здесь: съемка с разных камер, машины, на которых приезжают спортсмены, часы, которые у них на руках… Все это – элементы масштабного шоу, все это интересно зрителям.
Человек-паук вряд ли кому-нибудь запомнился бы, если бы не его костюм. Или Тор без молота. И у нас, как мне кажется, не хватает этого. Сейчас все это начинает потихоньку появляться, но пока не на том уровне.
Возьмем те два профессиональных боя, которые я провел. Организация – топ, все условия, высокий уровень, но нет пресс-конференций или чего-то такого, где ты можешь себя как-то дополнительно проявить. То, что, например, есть в поп-ММА.
– Так и думал, что про поп-ММА мы обязательно поговорим.
– Сейчас останови любого прохожего и спроси: «А вы знаете, кто такой Андрей Замковой?» Это заслуженный мастер спорта, двукратный бронзовый призер Олимпийских игр, чемпион мира. Уверен, что большинство ответит «нет». А скажешь: «А кто такой Шовхал Чурчаев?» – «Да, он же из поп-MMA, трэш-ток устраивает». И людям это нравится, а за счет этого трэш-тока бойцы еще и хорошие деньги зарабатывают, расширяется их аудитория. И твой гонорар уже больше зависит не от того, какой бой ты показываешь, а от того, как ты себя ведешь. Там есть бойцы, которые постоянно проигрывают, но людям они все равно нравятся.
Поэтому если мы говорим про спорт как именно спорт, то у нас все на достаточно высоком уровне, а если про спорт как бизнес, то, конечно, есть к чему стремиться.
– Следишь за событиями в мировом боксе?
– Конечно, такие противостояния, как недавний бой Василия Ломаченко и Девина Хейни, вызывают большой интерес. Получился классный бой, резонансное событие.
Еще помню, как на построении в сборной, когда Ломаченко боксировал с Теофимо Лопесом, практически все смотрели этот поединок.
– Назови тройку боксеров, за которыми ты следишь.
– Нравится бокс Ломаченко, даже подписан на него. Слежу за ним, за его командой. За тем, как он работает, какие делает упражнения. Нравится разнообразие его тренировок – это не только работа над «физикой», но и работа мозга.
Канело (прозвище Сауля Альвареса, прим.). Россиянин Дмитрий Бивол его победил, но Канело – это что-то нестандартное и новое. Нравится, как он двигается, как жестко бьет, его изобретательность.
И без Тайсона Фьюри вообще никуда. За ним нужно следить. Это очень сильная личность! Он доказывает на ринге то, что говорит.
Конечно, отдельно стоят легенды, такие как Мухаммед Али или Майк Тайсон.
Кстати, всем советую посмотреть фильм «Али» с Уиллом Смитом в главной роли. Не все знают, наверное, что Али выбросил свою золотую олимпийскую медаль в воду, столкнувшись с дискриминацией по расовому признаку. Или как он отказался от призыва на войну во Вьетнаме, за что его лишили боксерской лицензии.
Мухаммед Али – это большая личность, история. Такие люди встречаются редко.
– Давай теперь поговорим о тебе. Перед интервью Дмитрий Скопинцев рассказал мне, как ты однажды опоздал на самолет…
– Это смешной случай. Я засмотрелся на турецкий сериал. (Смеется.) Это был 2019-й год. Тогда я был влюблен, смотрел турецкие сериалы. Можно сказать, что по этому сериалу я строил свой сюжет любви.
Думал, может, поспать. Начал смотреть сериал… До вылета оставалось несколько часов – и я уснул. И это накануне первого полета в моей жизни!
Стыдно вспоминать. Думаю, Дмитрий Сергеевич это никогда не забудет. (Улыбается.)
– Как сериал-то назывался?
– «Ветреный» – интересный сериал. Потом я перестал такое смотреть.
– Какой ты за пределами спортивного зала?
– Сейчас у меня, слава богу, хорошее окружение. Я люблю гулять, бывать в кругу друзей, общаться с людьми из разных сфер. Люблю футбол, какие-то командные мероприятия.
– Задумывался ли о том, чем хотел бы заниматься после завершения спортивной карьеры?
– Я окончил юридический факультет ОГУ, хотел связать свою жизнь с ФСБ или чем-то таким, но сейчас я больше расположен к бизнесу. С годами, думаю, должна сформироваться команда, в которой каждый будет нести ответственность и отдаваться работе.
– А какая ближайшая спортивная цель?
– Ближайшая цель – выступление на чемпионате России, который пройдет в августе в Хабаровске.
Вся подготовка направлена на этот турнир. 17 июля мы уедем на две недели в Ташлу, на день вернемся в Оренбург, а потом на три недели улетим в Хабаровск.
Включайте трансляции, смотрите бокс. Я думаю, что буду готов на 100%!
Беседовал Антон Виноградов