Военный летчик Сергей Люлин, получивший орден Мужества, за посадку горящего самолета и спасение более 200 жизней, два года добивается жилья для своей семьи. Осенью 2022 года из-за серьезного заболевания подполковника отстранили от полетов и отправили на пенсию по состоянию здоровья. В это время продолжаются судебные тяжбы в борьбе за положенное по закону жилье.
Героический экипаж Андрея Зеленко
Сергей Люлин являлся членом экипажа Андрея Зеленко, который прославился в июне 2000 года посадкой горящего самолета «ИЛ-76» с находящимися на борту новобранцами. Благодаря мастерству и героизму летчиков 210 призывников из Дагестана, 11 сопровождающих офицеров и 11 членов экипажа остались живы.
У воздушного судна тогда отказали гидросистема, управление механизацией и шасси. Самолет должен был доставить призывников из Махачкалы на аэродром Возжаевка, на Дальний Восток. В Махачкале взяли пассажиров, заправили баки топливом. После взлета на высоте 1500 метров в самолете начались сбои. Аварийную посадку решили совершить в Астрахани.
Когда воздушное судно начало снижение, среди призывников, увидевших дым и пламя в районе левого двигателя, началась паника. Еще в воздухе были открыты все четыре аварийных люка и грузовая рампа. Были распущены аварийные канаты.
Самолет с призывниками и офицерами, с 70 тоннами топлива сажали на скорости примерно 380 км/ч вместо 250 км/ч. При приземлении взлетно-посадочной полосы в 2500 метров не хватило. ИЛ-76 выкатился за ее пределы. В конце ВПП, при столкновении с небольшим бруствером, подломилась носовая стойка шасси, самолет упал на нос, пропахал еще 400 метров земли и замер.
Началась срочная эвакуация. Спустя три минуты Ил-76 взорвался. Комиссия, проводившая расследование по факту авиапроисшествия, не могла поверить в то, что при столь сложной аварийной посадке никто не погиб. Ведь экипажу пришлось садиться с большим весом, голым крылом и практически без тормозов. Лишь у 8 призывников медики обнаружили вывихи и растяжения.
Причиной ЧП явилось короткое замыкание в электрической системе самолета. Перегорели силовые кабели, что повлекло серию отказов и пожар. Командир экипажа Андрей Зеленко получил Золотую Звезду, стал Героем России. Его экипаж — капитан Сергей Люлин, майор Виктор Перепелицын, майор Олег Медведев, капитан Павел Стацюк, старший прапорщик Сергей Кочетов — были награждены орденами Мужества. Члены резервного экипажа получили медали Нестерова.
Кавалеру ордена Мужества Сергею Люлину сейчас приходится обивать пороги организаций Минобороны и судов, требуя предоставить жилье для своей семьи.
Бюрократическая волокита и суды
Первый брак летчика закончился в 2015 году разводом. В 2014 году за счет Минобороны была получена квартира. Уходя из семьи, свою долю жилья летчик подарил своим детям от первого брака.
Впоследствии образовалась новая семья. У Сергея Люлина родился сын. Супруга и ребенок имеют статус членов семьи военнослужащего. Встал жилищный вопрос.
По закону претендовать на квартиру может военный, который признан нуждающимся в служебном жилье. В 2021 году авиатор обратился в территориальный отдел «Оренбургский» филиала «Центральный ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны России с заявлением, однако получил отказ. Жилищный департамент посчитал, что летчик утратил свое право на жилье, получив квартиру в 2014 году.
Между тем, согласно закону, спустя пять лет после отчуждения своей доли жилья полученного на состав для первой семьи, военный вновь имеет право на квартиру за счет Минобороны, но уже из расчёта площади только на членов своей новой семьи. Долю в жилье на себя он повторно получить не вправе. Последовал административный иск в гарнизонный военный суд. Результатам судебной тяжбы стало признание отказа законным. Апелляция была тщетной. Вновь обращение в территориальный отдел «Оренбургский» филиала «Центральный ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны России и новый отказ.
После этого летчик подал жалобу в военную прокуратуру. Надзорное ведомство усмотрело нарушение прав военнослужащего и обязала жилищный департамент обеспечить авиатора служебным жильем. В итоге Сергей Люлин все же был признан нуждающимся в служебном жилье и поставлен на учет в специальном реестре.
Пока шли судебные споры героический летчик проходил проверку летной врачебной комиссии. Осенью 2022 года подполковника признали негодным к прохождению военной службы и отстранили от полетов. Здоровье оказалось подорванным после полётов в горячие точки. Началось пенсионное время и лечение. Но право на получение жилья от этого не утратилось.
В октябре 2022 года, уже зная о вердикте медкомиссии, Люлин подал в жилищный департамент заявление с просьбой о постановке семьи на учет для предоставления постоянного жилья. Супруге и сыну положено, согласно законодательству, по 18 квадратных метров. Самому летчику доля уже не полагается. В ответ получает отказ. Но оформлен он был с нарушениями.
Оренбургский гарнизонный военный суд в феврале 2023 года вынес решение, где обязал начальника территориальногоотдела «Оренбургский» филиала «Центральный «Росжилкомплес» Минобороны РФ отменить решение, оформленное сообщением от 11 ноября 2022 года, и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания семьи летчика – супруги и шестилетнего сына.
В мае 2023 года Центральный окружной военный суд оставил апелляционную жалобу жилищного департамента без удовлетворения.
Стоит отметить, суд удовлетворил иск Люлина частично. Было отказано в возложении на начальника территориального отдела «Оренбургский» филиала «Центральный «Росжилкомплес» Минобороны РФ обязанностей по постановке членов семьи подполковника запаса Сергея Люлина на учет для предоставления постоянного жилья в Москве.
Представитель летчика Вячеслав Байраков пояснил, что без решения жилищного департамента невозможно получить субсидию из бюджета Минобороны на квартиру. Он подчеркнул, что организация военного министерства подменяет своими решениями федеральное законодательство.
В настоящее время готов новый иск. Борьба за жилье для семьи героического летчика продолжается. «Оренбург Медиа» будет следить за ситуацией.