Site icon Оренбург Медиа — новости Оренбурга и Оренбургской области

Записки натуралиста: Вячеслав Антонкин — о ситуации с отловом бездомных животных в Оренбурге

Я не кинолог, не зоопсихолог, не ветеринар и даже не зоозащитник, но последние два года руковожу отловом в АНО «Мы нашли Вам друга», единственном подрядчике по исполнению муниципальных контрактов по отлову, стерилизации и вакцинации безнадзорных животных в  Оренбурге.

Не хочу останавливаться на череде событий, после которых я стал ловить собак, возить их на стерилизацию, в приют и обратно. Просто хочу рассказать о проблеме,  как человек, отловивший своими руками более 700 животных. Руками загрузил и перевез с напарником в клетках несколько десятков тонн собак, да простят меня зоозащитники и волонтеры за такую терминологию.

После каждой отловленной партии собак мы подсчитывали количество пойманных сук, умножая их на две течки в год, на 8 щенков и получали число нового потомства, которое не появится на улицах города в ближайший год. Оставим в стороне истории охоты, а это именно охота на умных и прошаренных собак, которая в некоторых случаях могла длиться неделями. Мы использовали при поимке собак квадрокоптер, меняли машины, т.к. животные узнавали наш автомобиль по шуму двигателя, меняли одежду, «стреляли» в них из машин волонтеров, кормивших их до этого.

Задача моего текста в другом. Во-первых, развеять некоторые мифы о безнадзорных собаках и высказать свое мнение, основанное на опыте отлова, знании мест обитания и психологии животных. Я много раз проговаривал этот рецепт решения проблемы с владельцами приютов, волонтерами, ветеринарами и кинологами. В большей части встречал понимание и одобрение, теперь хочу поделиться с вами.

МИФ ПЕРВЫЙ. ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗДОМНЫХ СОБАК В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГ

Существует много версий о численности безнадзорных собак (кошек даже не считаю) в Оренбурге. Называют числа от 7 до 15 тысяч. На первых порах, когда шла работа по отлову, мои расчеты строились умножением числа мусорных площадок, где безнадзорные кормятся, на среднюю численность стаи в 5 особей. Добавлялась промзона и районы частной застройки. В итоге выходило, что у нас в Оренбурге надо поймать и стерилизовать около 12 тысяч особей. После года отлова расчеты изменились.

Каждый раз, когда мы ехали на отлов, у нас в машине и телефонах лежало более 140 заявок, поступивших от жителей города по телефону ЕДДС 30-40-40. Сразу скажу, что по договоренности с сотрудниками УЖКХ мы в первую очередь отрабатывали заявки школ, садиков и телефоны контактных лиц этих заведений у нас всегда были под рукой. Во-вторую очередь шли заявки с мест, где были зафиксированы случаи укусов людей. Жители улиц Высотной, Тобольской, Рощинской, Кима, Центральной, Гагарина и других не дадут соврать. Вся переписка и видео отлова у нас имеется. Были и настоятельные просьбы от депутатов городского совета, по заявкам которых мы тоже старались работать в приоритетном порядке. Это улицы Автоматики, Гаранькина и Кушкуль.

Вернемся к мифу о численности «поголовья» собачьих стай. Мы с напарником проехали весь город и с достоверностью в 90% знаем места обитания и численность этих «объединений». От Шарлыкского шоссе до Южного, от Линий до Набережной, от Салмышккой до Лабужского. МАКСИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗДОМНЫХ СОБАК В МОМЕНТЕ – 3000 ОСОБЕЙ. НЕ БОЛЕЕ!!

При этом нет ни одной стаи, где отсутствуют биркованные собаки с «серьгой» в ухе. Без лишней скромности скажу, что это результат нашей работы и работы волонтеров, которые тоже ловят и за свои средства стерилизуют бездомышей.

МИФ ВТОРОЙ. СТЕРИЛИЗАЦИЯ ДЕЛАЕТ СОБАКУ БЕЗОПАСНОЙ

Стерилизация особи исключает лишь один из 3-х основных факторов. Кастрированному животному по-прежнему надо где-то жить и чем-то питаться. Поэтому стаи в основном существуют по территориальному признаку. Эффект иллюзии численности достигается тем, что вокруг вожаков стаи, а это как правило суки, собираются подчиненные и начинают перемещаться в поисках еды и охраны зоны обитания. В 9-00 их видят жители одного квартала, в 11-00 второго, в 13-00 третьего и так далее.

За редким исключением, собаки живут и защищают свою территорию небольшими группами 5-8 особей. Появление нового обитателя на своей территории встречают отчаянным лаем и погоней за «чужеземцем». Жители улицы Конституции (нечетная сторона) подтвердят мои слова, т.к. весь квартал до школы контролирует компания из трех собак. Причем вожак у них стерильный. Хозяева декоративных собачек и кошек, выгуливают своих питомцев с палкой в руках. А причина всего этого шухера – ОДИН стерильный пес в сопровождении массовки из двух кобелей!

Когда наступает пора «собачьих свадеб», ситуация усугубляется. Каждая течная сука собирает вокруг себя кобелей с соседних районов и курсирует с ними по нескольким кварталам огромной стаей по 10-15 собак. Жители всех этих «транзитных территорий» думают, что это стая из их двора. Убедительности добавляют перепосты в соцсетях, СМИ и откровенно агрессивное поведение кобелей, которые в пылу борьбы за спаривание, теряют голову и могут немотивированно огрызнуться на любого, кто окажется рядом. Пострадать может даже бампер припаркованной машины.

Жизненный цикл уличных собак недолог – максимум 3-4 года. В условиях отсутствия лечения, их съедают болезни, паразиты, инфекции. Это прекрасно видно по состоянию зубов особей, которые попадают на стерилизацию после отлова.

Есть побочный эффект от ОСВВ — стерилизованный бездомыш живет дольше своих соплеменников т.к. большая часть болезней берет начало в мочеполовой системе. Думаю, что с годами, если регулярно проводить ОСВВ, то биркованные особи будут составлять большинство в стаях.

Казалось бы, нет ничего сложного. Увеличь бюджет на ОСВВ в Оренбурге до 10 млн в год и за пару лет стерилизуй всех! Вот тут кроется основная ошибка неподготовленного математика. Дело в том, что в городе около 25 тыс. домашних питомцев. Есть прослойка владельцев декоративных мультипу, корги и прочих недешевых пород, питомцы которых никогда не будут выброшены. Но есть люди с определенной жизненной позицией, уверенные, что их «девочка» должна познать радость материнства, отгулять, родить, выкормить до 2 месяцев, чтобы не дай бог не случился мастит. После этого, щенки пакуются в коробки, клетчатые сумки и выносятся к теплотрассам и помойкам. Там их подбирают волонтеры, и ведомые благородными чувствами выхаживают найденышей, делая невозможным уменьшение уличных стай.

Есть огромный пласт безответственных хозяев из частного сектора, который в порядке вещей отправляет свою собачку на самовыгул. Как следствие многочисленные «собачьи свадьбы» и растущее потомство, как на дрожжах в этих районах. Приезжайте к школе N48 на улицу Красина в 14:00. Увидите незабываемую картину. Вокруг футбольного поля несколько домашних собак, которые встречают детей, стая самовыгульных, доедающих пойманную тут же кошку, и толпу бездомных, которые охраняют школьную помойку.

К чему это все написано? Решить проблему безнадзорных животных «законом Бурматова» нереально! Нужен комплекс решений:

Миниатюрный подкожный чип у Вашего питомца станет гарантией, что Вы всегда его сможете опознать и вернуть, а также сделает неотвратимой ответственность за нападение на людей Вашего питомца.

Я постарался исключить предложения о миллионных штрафах в отношении нерадивых владельцев домашних животных. Но суть в том, что, предусмотрев одну меру в законе и забыв про другую, эффект от этих мер минимизируется. Стерилизуй хоть тысячами, но если не остановить поток выброшенных домашних питомцев, все будет «как в песок».

Такие вот записки натуралиста получились. Не претендую на истину в последней инстанции. Любые конструктивные предложения, направленные на поиск решения проблемы, приветствуются. Очень надеюсь, что наши чиновники и депутаты при выработке путей решения проблемы, станут приглашать специалистов и перестанут выдумывать законы в тиши комфортных кабинетов.

p.s.

Еще одно актуальное решение — помочь уже существующим частным приютам, хотя бы в пределах 10% от сметы, которые планируете потратить на строительство и содержание нового муниципального приюта в Оренбурге. Эффективность будет на порядок выше. Помогите волонтерам с оплатой вывоза мусора, электроэнергии и воды. Люди годами занимаются тем, что освобождают улицы городов от собак и кошек. Если бы не они, численность стай в городе выросла бы на 50%.

Exit mobile version