Привет, Дед Мороз! Пишет тебе редакция «Оренбург Медиа».В прошлом году мы писали о том, что 2020 был тяжким, а 2021 – еще тяжелее. Сейчас, во время написания этой строки, где-то в голове играет уже легендарная песня Семена Слепакова про «Это был тяжелый год», и фраза о «непростом 2022» выглядит просто нелепо. Поэтому и произносить ее не стоит, хотя все, конечно, держат в уме.
2022 – он просто вот такой. Следующий. Мы живем в учебнике истории, во время тектонического сдвига. Два года подряд мы отказывались от цивилизационных достижений ради борьбы с ковидом, а теперь – максимально раскачали маховик истории ради… Ну да ладно, когда-нибудь поймем для чего.
Внутренний раздрай внутри каждого в этом году – это не «за и против», это не «европейский» и «исконный» пути, это не «милитаризм» против «гуманизма». Это борьба двух чувств – осознания невозможности что-то изменить и ощущения упущенных возможностей. Даже не упущенных возможностей, а, скорее, непостроенных планов. Непрожитой жизни (у многих – и это абсолютная, безусловная трагедия – в прямом смысле). Впрочем, и это уже третий год.
«Наше будущее туман, в нашем прошлом то ад, то рай», — пел 30 с лишним лет назад Виктор Цой. А когда будущее не было туманом? Так было всегда, за исключением короткого периода 2003 -2014 годов. И мнимая осязаемость контроля с 2014 по 2020 тоже была иллюзорной, просто на фоне пандемии и украинских событий это время кажется «нормальным». А еще – потому что теперь в это «колесо истории» так или иначе оказался вписан каждый из нас, и никакая «внутренняя Монголия» не поможет от него увернуться – разве что позволит внутренне быть уверенным, что ты от него уклонился.
Еще один важный навык – мы научились жить по горизонтали. Разочаровавшись в вертикальных связях, которые в стране, городе, области, пытались выстраивать годами, вернулись к связям горизонтальным. Когда есть «свои», «узкий круг», те самые близкие, проверенные. Два года пандемии мы к этому мучительно подходили, и вот в 2022 это оказалось единственным способом сохранить внутреннюю нормальность при внешнем хаосе. Это касается и нашей маленькой редакции – спасибо вам, наши «свои».
А если вернуться в плоскость нашего маленького города… Помните, в «Муми-Тролле» Выхухоль постоянно читал книгу «О ненужности всего сущего»? Вот примерно так же себя ощущают региональные журналисты, когда эти ваши мосты, дороги, госконтракты, и – о ужас – внутренняя политика вдруг стали незначительными, малоинтересными, теми самыми «ненужными» из книги. То есть оно с одной стороны, конечно, нужное. В нем жизнь, но с другой стороны – ну есть, и хорошо.
Дорогой Дед Мороз, посмотри чему мы научились. Мы не жалуемся. Мы не хнычем. Мы теперь почти философы, как тот самый Выхухоль.
Ответь нам только на один вопрос: надолго ли это всё в нашем Муми-доле?