В Оренбургскую область со своими четвероногими помощниками приехали представители Екатеринбурга, Уфы, Татарстана, Бурятии и Курской области. Межрегиональный слёт проходил в областном центре с 20 по 21 июля.
Больше, чем помощник
Собака-поводырь — это не только верный друг и надежный помощник незрячего хозяина, но и психологическая, и физическая опора в жизни. При помощи хвостатых проводников люди с инвалидностью по зрению уверенно передвигаются по городским пространствам, летают на самолётах, путешествуют на поездах и всегда находятся в компании верного друга.
Накануне, 21 июля, на базе «Яхт-клуба «Урал» состоялось торжественное открытие слёта. В программу вошли конкурсы, показательные выступления, мастер-классы. 9 лабрадоров и 1 ризеншнауцер вместе с хозяевами преодолели полосу препятствий «Я – помощник», а также выполнили тест на послушание.
— Слет призван показать обществу значение четвероногих помощников в жизни незрячих людей. По сути, собака –глаза невидящего человека. Я считаю, что это грандиозное и социально-значимое событие для нашего города, — отметил организатор слёта, координатор оренбургского клуба «Oren dogs for blinds» Леонид Шорохов.
После знакомства и торжественной проходки стартовала соревновательная часть слёта. Первый этап – полоса препятствий. Её достойно преодолели все участники. Коммуникация между хозяином и собакой строится таким образом — заметив препятствие, поводырь останавливается, показывая, что впереди опасность. При помощи трости незрячий хозяин определяет, что мешает проходу и обходит это место.
На втором этапе четвероногие помощники показали, как они умеют выполнять команды своих компаньонов.
— Мы работаем в сложных условиях, хотя возможно, окружающие этого не очень замечают. Собаки работали в абсолютно незнакомом месте. Оценивали мы все: работу собаки и работу хозяина, — отметила при подведении итогов председатель жюри, старший специалист по работе с незрячими, кинолог УКЦ «Собаки помощники инвалидов» Наталья Громова.
Она уточнила, что у тех, кто прошёл полосу похуже, работа собаки была лучше, чем у хозяина.
— Одной собаке тяжеловато работать. Иногда видно, что человек полностью перекладывает ответственность на собаку, она ведёт и все. Там, где была поддержка хозяина, получалось гораздо лучше и у собаки, и у человека, — сказала Громова.
По единогласному решению жюри первое место заняли Татьяна Кирьянова и лабрадор Джохар из Екатеринбурга. На втором месте Зоя Полякова и ризеншнауцер Войс из Курска и на третьем Мария Пластилина и лабрадор Офелия из Уфы.
Зрителей покорил своей статью, чёткостью выполнения заданий и умением танцевать вальс ризеншнауцер Войс. Именно он стал гвоздём программы сегодняшнего дня, вальсируя со своей хозяйкой Зоей Поляковой.
Соревновательный день слёта завершился вручением медалей и памятных подарков участникам.
Жёсткая шерсть — жёсткий характер
В России используется в основном четыре породы собак-проводников: лабрадор-ретривер, голден-ретривер, восточно-европейская и немецкая овчарки. Войс — единственный ризеншнауцер в России, который имеет статус собаки-проводника.
— Ризеншнауцер проект штучный. Не скажу, что пилотный, но собака была воспитана по конкретным индивидуальным потребностям. Выращена, аттестована и уже три года работает. У ризеншнауцера и лабрадора абсолютно разные рабочие качества, разная манера вождения незрячего человека и породные особенности тоже разные. При выборе собаки-поводыря, все зависит от хозяина и от его потребностей, — рассказала руководитель объединения собак проводников Курской области и хозяйка Войса Зоя Полякова.
Ризеншнауцер и Зоя вместе уже четыре года. Впервые они познакомились, когда Войсу было 30 дней. Она с огромной любовью и гордостью рассказывает о своем партнёре.
— Собака очень жёсткая и достаточно серьёзная. Настоящий «ризен», для тех, кто понимает в породах. Рабочая собака с очень жёстким характером. Есть такая поговорка у хозяев ризеншнауцеров: «Жёсткая шерсть — жёсткий характер». У Войса «жёсткая проволочная шерсть» – он упрямый и своевольный. Ризеншнауцер — это партнёр, не подчинительная собака. С ним надо договариваться. Отношения равно-партнёрские, он где-то даже свысока опекает, снисходительно. Но так, как я эту собаку знаю практически с рождения, то у нас взаимосвязь на 100%. Это часть меня, я без него себя не представляю. Даже, если я просто иду одна, у меня левая рука собаку ищет, — говорит Зоя.
У Войса отличная родословная, полностью от рабочих собак. Предки по отцу служили в полиции, по матери – на оперативной работе. Он генетически настроен на помощь людям. Войс уникален ещё и тем, что является не только поводырём, но и адвентором (помощником, ассистентом) и частично собакой-телохранителем. Пес выполняет команды на двух языках — на русском и на немецком. На немецком они звучат короче и резче. А однажды он спас жизнь своей хозяйке.
— Был случай, когда я сказала, что мне другой породы не надо. Я сама из Владивостока. Там сопочный рельеф с поворотами и сложные дороги. Чтобы подняться на сопку, машины развивают достаточно высокую скорость. Как-то мы с Войсом шли по обочине дороги, где не было тротуара и вдруг, из-за поворота вылетела машина. Я не успела среагировать. За меня это сделала собака. Буквально доля секунды, Войс бьёт меня по коленям, я падаю на обочину, автомобиль пролетаем мимо. Сразу остановились машины, которые ехали сзади и по встречке. Все думали, что меня сбили. Я говорю – «я сама упала», а мне не верят. Потом подъехали сотрудники полиции, включили регистратор у одного из водителей на замедленном просмотре и увидели, что меня реально ударила собака. Реакция у ризеншнауцера мгновенная, она гораздо быстрее, чем у лабрадоров и овчарок, — поделилась историей своего спасения Зоя Полякова.
Собаки-поводыри в Оренбурге
В России инвалидов первой группы по зрению собаками-проводниками бесплатно обеспечивает Фонд социального страхования. Их покупают по заявке заинтересованного лица в рамках программы госзакупки у Российской школы подготовки собак-проводников при Всероссийском обществе слепых.
Для того чтобы получить собаку-поводыря необходимо предоставить документ об инвалидности и встать в очередь. После того, как очередь подойдёт, хозяин приезжает в центр и проходит курс подготовки. После этого ему подбирают пару и заключают договор о передаче собаки на благотворительной основе.
В Оренбургской области в настоящее время 6 собак-поводырей, две из них в Оренбурге. Для сравнения, в соседней Башкирии животные-проводники есть у 28 слабовидящих, в Курске у 11.
Один из владельцев особых собак в Оренбурге — организатор слёта координатор клуба «Oren dogs for blinds» Леонид Шорохов. Он принимал участие в конкурсной программе со своим помощником лабрадором Джексоном.
— Джексон появился в 2017 году. Это моя вторая собака. Впервые для себя я решил завести собаку, когда жил в Москве. Учился в аспирантуре МГУ и работал в экспертном совете. В Москве коммуникация сложная, там метро и прочее. Мне предложили взять собаку-поводыря. Мой первый пёс был вип-персоной. Он имел удовольствие общаться с Маргаритой Симонян и с международными лидерами, поскольку мы с ним были аккредитованы в агентстве РИА Новости и ходили вместе на все мероприятия. Когда я кого-то слушал, мой лабрадор тихо выползал из под кресла, подходил к спикеру и ложился под ноги, — рассказал Леонид Шорохов.
Джексон тоже прибыл в Оренбург из специальной школы по подготовке поводырей. По словам Леонида, такая собака должна обладать твердым характером, не быть слабонервной, не обращать внимание на машины, кошек, громкие звуки и т.п. Его пёс обладает всеми этими качествами.
Джексон приехал к Леониду в возрасте полутора лет. Привязанность друг к другу возникла практически сразу — с первого взгляда, а с годами только укрепилась.
— Просыпается утром и начинает меня будить: «мяукает» — вставай! Потом приносит тапок — «идём гулять». Если мне куда-то надо, то Джексон всегда готов. Если не надо, то ложится в такое место, чтобы видеть куда я пошёл, что уронил, не нужна ли мне помощь. Он вроде спит, и в тоже время и не спит. Постоянно из под ресниц поглядывает. Как только что-то упало, стазу встает, подходит и показывает носом, — рассказал Леонид Шорохов.
Как готовят собак-поводырей
Кинологи отмечают, что самое лучшее обучение для собак-поводырей – это реальные условия — вышли и пошли. Кто-то работает лучше, кто-то хуже.
В России действует два центра по подготовке таких собак УКЦ «Собаки помощники инвалидов» в Балашихе и школа подготовки собак-проводников.
Как правило, рабочий день у собак начинается рано, около 6 часов утра. Прогулка, завтрак, отдых, а затем занятия с тренером. Они длятся несколько часов. Животные отрабатывают уличные маршруты и обучаются командам послушания. В среднем, собака-поводырь способна запомнить около 15 маршрутов. Днём животные гуляют, потом спят и опять гуляют. Также собак регулярно осматривает ветеринар.
— Поводырей начинают учить с года. До года в одной из школ собаки живут на территории школы в вольерах, во второй – в волонтёрских семьях. Мне второе больше нравится, потому что собака, живущая в волонтёрской семье у людей, она уже знает, что такое фен, что такое пылесос, что такое квартира. Которая живёт в вольере, для неё это все незнакомо. Собака может быть хорошо подготовлена, но когда из вольера попадает в квартиру, ей тяжеловато, — поделилась своим мнением руководитель объединения собак проводников Курской области Зоя Полякова.
После того, как собака попадает к незрячему, её общение с членами семьи рекомендуется ограничивать. Это делается для того, чтобы помощник четко понимал, кто его хозяин. Именно он должен кормить и гулять с поводырем. Члены семьи могут это делать только в экстренных случаях.
По данным «РГ» на 2021 год, в России насчитывается порядка миллиона незрячих и слабовидящих. В настоящее время собак-поводырей имеют только 1% слепых и слабовидящих россиян.
Помощники незрячих носят специальные шлейки с дугой, на которой находится опознавательный знак с красным крестом и надпись «Собака-проводник слепого». Такое животное имеет право входить в общественный транспорт, магазины, учреждения и другие общественные места.
Фото: Дарья Щевелева