В Оренбурге с воскресенья, 14 апреля, перестал расти уровень воды. Она по-прежнему прибывает, но пик паводка пройден. В некоторых районах города и пригородов уровень Урала стал постепенно понижаться. Единственный район, откуда до сих пор периодически эвакуируются жители — это Аренда. Ее топит через старые железнодорожные шлюзы и буквально из-под земли: грунтовые воды затапливают улицы микрорайона, словно кто-то постучал снизу.
Первая вода на Аренде появилась еще неделю назад. Вода пошла в районе улицы Виноградной, неподалеку от старых железнодорожных шлюзов и насыпи. Сейчас на улице Черепановых сухо, но справа, ближе к Уралу, в промзоне, стоит вода. По-серьезному поселок начало топить 12-13 апреля, когда окончательно ушел под воду Овчинный городок.
Последняя эвакуация Оренбурга
Между Арендой и Овчинкой — железнодорожная насыпь. Овчинный городок «утонул» первым. Уровень воды рос несколько дней. Урал превысил опасную отметку на 2,5 метра — такого паводка Оренбург не видел как минимум с 1957 года, если не раньше.
Как только давление воды у Овчинного городка достигло определенной отметки, вода через шлюзы пошла на Аренду. Также в нескольких местах она стала сочиться под насыпью. Затопило улицу Виноградную, Садовую, Акулова, улицы 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Семафорную, а также переулок Кустарный. 15 апреля вода пошла на улицу Насыпную.
Эвакуация шла несколько дней. Сначала свои дома покинули жители Виноградной и прилегающих к ней улиц. На месте остались буквально несколько человек: вместе с полицией они патрулировали квартал.
К проблеме мародеров здесь относятся серьезно: на Аренде они действительно есть. Район периодически патрулирует полиция. Но в основном улицы охраняют сами оренбуржцы, в том числе и по ночам.
14-го и 15-го апреля эвакуация продолжилась. Жители покинули Насыпную, а также «Запретную зону» — несколько домов за ограждением у железной дороги. Это территория, запрещенная для проезда. Сюда нет свободного входа. Но исторически именно тут заселены несколько домов. Так в причудливом симбиозе секретности, соседстве с важной железнодорожной инфраструктурой и, разумеется, рядом с водой, живут несколько семей.
Старожилы (а как тут без них!) говорят, что Аренду топит со стороны Овчинки достаточно часто. Также почти каждый год вода приходит из озера. Оно, совсем небольшое, расположено неподалеку от железной дороги и питается подземными водами. Разливается оно после паводка. В этом году разлив, в силу понятных причин, ожидается сильнее обычного.
— Получается, идет с Овчинки. Потом поддавливает озеро. С третьей стороны — идут подземные воды. Так и затопило. Хорошо, что со стороны Черепановых дамба — вода не идет. Сейчас бы стояли по крышу, — рассказывает «Оренбург Медиа» пожилой собеседник. Он одет в заброды и готовится штурмовать улицу Насыпную.
Подземные воды постучали снизу
Кстати, о подземных водах. Они тоже затопили несколько улиц. Вода стоит в огородах у жителей домов переулка Токарного и по улице Металлистов. Именно из-за подземных вод эвакуировались жители «Запретной зоны». Воду можно встретить в котлованах и вообще — в совершенно разных местах. Местные жители в беседах, как правило, уравнивают эти три фактора — Овчинку, озеро и подземные воды. Но если с первыми двумя сделать ничего нельзя, то в 2024 году защита от воды с Овчинного городка стала вопросом выживания небогатого района.
Мы идем за насыпь и попадаем в СНТ «Разлив-1». Злая ирония судьбы: через железную дорогу на Аренде сухо, а здесь плавают на лодках. Расстояние — 10 метров. Из «Разлива» (как и из многих других СНТ Овчинного городка) большая часть жителей эвакуировалась. Остались только местные активисты на лодках, которые патрулируют микрорайон.
Вопросов, откуда идет вода в микрорайон нет. Однако несколько дней назад именно вода, поступающая через шлюзы, стала причиной серьезного разбирательства: приехали чиновники администрации. Одни требовали шлюзы закрыть, другие — не трогать.
Выяснилось, что состояние шлюзов — открыты они или закрыты — значения не имеет. Устаревшая и потерявшая практическое назначение железнодорожная инфраструктура почти не работает. Вода идет сама по себе. После этого жители Аренды собрали большую команду и начали окапывать территорию, с которой в микрорайон идет вода. Привлекли тяжелую технику — тракторы и автозаки (куда без них на Аренде!). Работают десятки лопат — это местные активисты. Здесь же с геодезическим оборудованием стройку обходит Александр Селезнев. Профессиональный геодезист одним из первых начал решать проблему затопления Аренды. Соседи несут чай, воду, пирожки.
— Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Как же точно оценивает это поговорка нашу ситуацию, — говорит местная жительница Надежда, намекая на отсутствие представителей коммунальных служб.
По району журналиста «Оренбург Медиа» водит еще одна Надежда (Надежда Петровна) — местная активистка. Она знает Аренду вдоль и поперек. Сетует на свалки, мусор у озера и безответственность. За годы работы (Надежда Петровна — помощник депутата со стажем) прогнозирует ситуацию местами лучше Росгидромета. Паводок на Аренде только начинается.
— Уйдет Урал и пойдут грунтовые воды. Тогда несколько домов подтопит еще и озеро. Мы не раз пытались навести на нем порядок, местами хотели даже подсыпать, но жители выступили против: боялись, что озеро совсем уйдет. Оно всегда разливается после паводка, насыщается грунтовыми водами, — говорит она.
Надежда Петровна знает практически каждого местного жителя и опекает в микрорайоне несколько домов. Там живут одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. В паводок некоторые оказались в сложном положении.
— Есть гуманитарная помощь, но мы всегда принимаем еще. Всегда есть потребность в воде. Нужны взрослые подгузники — у нас есть неходячие. Переживаю, конечно. Несколько эвакуаций за неделю. И люди переживают. Всем даю свой телефон. Надо — ночью прибежим, поможем, — говорит она.
Из-за паводка на Аренде есть кварталы, где отключено электричество и нет воды. Дамба, которую строят местные жители, должна не дать этой проблеме стать серьезнее: окапывают, в том числе, трансформаторы. От главной беды — воды со стороны Набережной — Аренду уберегла дамба у «Риверсайда». От остальных неприятностей жители отгораживаются сами. Приходят сюда и из кварталов Аренды, расположенных далеко от зоны затопления — помогать соседям.
Урал убывает, но вода за насыпью всего в трех метрах от железной дороги. Впереди у местных жителей еще несколько дней тяжелой работы. И, вероятно, еще несколько эвакуаций.
Фото: Оренбург Медиа, жители микрорайона Аренда